Виндельбанд, Вильгельм |
|
1848-1915 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Вильгельм Виндельбанд
Виндельбанд (Windelband) Вильгельм (11.5.1848, Потсдам,— 22.10.1915, Гейдельберг), немецкий философ, глава баденской школы неокантианства. В трудах по истории философии («История древней философии», 1888, рус. пер. 1893; «История новой философии», Bd 1 - 2, 1878—80, рус. пер., т. 1—2, 1902—05) рассматривал философские учения прошлого с кантианских позиций. Стремясь преодолеть дуализм кантовской философии, устранял «вещь в себе». Определял философию как всеобщую науку о «ценностях». Исходя из кантовского различения теоретического и практического разума, Виндельбанд противопоставлял философию как нормативное учение, основанное на оценочных суждениях и познании должного, опытным наукам, опирающимся на теоретические суждения и эмпирические данные о «сущем». Ценности у Виндельбанда — априорны, трансцендентальны, общезначимы; он различал логические, этические, эстетические и религиозные ценности, толкуя их как восходящие ступени. Признавая конечной целью исторического прогресса самоопределение человечества в соответствии с «этическим идеалом», Виндельбанд сводил социальные проблемы к этическим. Выше этических ценностей он ставил эстетические — как свободные от человеческой воли и заинтересованности. Дуализм мира действительности и мира ценностей (того, что есть, и того, что должно быть) Виндельбанд объявлял «священной тайной», обнаруживающей ограниченность нашего познания и устремляющей нас в сферу религиозных ценностей. В методологии наук Виндельбанд противопоставлял естественное (номотетические) и исторические (идиографические) науки (науки о природе и науки о культуре). В отличие от естественных наук, изучающих общее, повторяемое, закономерное в явлениях, исторические науки, согласно Виндельбанда, имеют дело с единичными явлениями и событиями в их неповторимости и исключительности. Отвергая закономерность как руководящий принцип исторического познания, Виндельбанд заменял его процедурой «отнесения к ценностям». Учение Виндельбанда о разделении наук оказало значительное влияние на буржуазную философию, социологию и историографию. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Geschichte und Naturwissenschaft, Strassburg, 19043; Lehrbuch der Geschichte der Philosophie, Tüb., 195715; в рус. цер.— Прелюдии, СПБ, 1904; О свободе воли, М., 1905; Платон, СПБ, 19094; Философия в нем. духовной жизни 19 столетия, М.. 1910. Литература: Π л е х а н о в Г. В., О книге В. В., Соч., т. 17, М., [1925)) вр. бурж. философия, М., 1972, гл. 1, § 3; R i с k e r t H., W. Windelband, Tüb., 19292; Jakowenko B., W. Windelband, Prag., 1941. Вернуться на главную страницу Виндельбанда
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |