Веттер Густав Андреас |
|
1911-1989 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Густав Андреас ВеттерВеттер (Wetter) Густав Андреас (4 мая 1911-1989, Рим) - философ-неотомист, советолог, член ордена иезуитов. С 1943 до сер. 1980-х гг. — профессор истории русской философии в Папском восточном институте в Риме; с 1967 — консультант Ватиканского секретариата по делам неверующих. Будучи основателем советологии (наряду с Ю. Бохеньским), выступил с развернутой критикой диалектического и исторического материализма в книгах «Советский диалектический материализм» (1948), «Современная советская идеология» (1962), «Измена Гегелю» (1963), «Коммунизм и религия» (1964), «Ленин и советский марксизм» (1968). Веттер отождествлял диалектический материализм с механистическим и вульгарным материализмом, противопоставляя ему идеи молодого Маркса. По мнению Веттера, марксизм, особенно в его советском варианте, в силу присущего ему тоталитаристского характера, игнорирует отдельного человека, всегда ориентируясь на коллектив или класс. Марксистская философия исходит из ложного тезиса о вечной, усложняющейся и самодостаточной материи, представляя собой разновидность пантеизма. По убеждению Веттера, естественные науки (физика, химия, биология и др.) не располагают данными, подтверждающими вечность материи. Атеизм и враждебное отношение к религии марксизма-ленинизма обусловлены исключительно политическими соображениями: религия отвергается как прислужница эксплуататорских классов. Философию, по мнению Веттера, марксисты из науки превратили в идеологию. Марксистская теория личности, помещая человека только в мир природы и общества и отвергая веру в Бога, лишает личность чувства подлинной любви и надежды на спасение. Ф. Г. Овсиенко Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 389.
Веттер Густав Андреас (4(17).05.1911, Мёдлинг, близ Вены - 5.11,1991, Рим) - историк русской философии, теолог, советолог. С 1930 по 1936 г. - студент Русской семинарии «Руссикум» в Риме, где он изучает философию и богословие. В 1935 г. Веттер принимает сан священника византийско-славянского обряда, а в 1936 г. вступает в новициат иезуитов, В 1943 г. защищает диссертацию на тему «Онтология триединства Л, П. Карсавина: Структура тварного бытия как образ Божественной Троицы» в Папском Университете Грегориана, С 1947 по 1954 годы Веттер является ректором Русской семинарии в Риме. С 1957 до 70-х годов - профессор истории русской философии в Папском Восточном институте. «В экклезиологическом отношении Веттер рассматривал западную и восточную традиции как две равнозначные части единой кафолической Церкви Христовой» (Гаврюшин Н. Переписка A. Веттера с. Л. Карсавиным // Символ. Париж. №31. 1994. С. 97). Первоначально центральной темой его исследований являлась проблема всеединства в рус. религиозной философии. Важная роль в обосновании всеединства в рус. философии, по мнению В., принадлежит философии Гегеля. Учение Карсавина «особенно последовательно» проводит «эту идею чрез всю философскую систему». Веттер ставит в заслугу Карсавину определение третьего момента в динамике триады: «возврат», «самоовладение», осознание единством личности самой себя. Наибольшую известность Веттер получил как автор книги «Диалектический материализм. Его история и его система в Советском Союзе» (1952). В ней рассматриваются история русской философии, русский марксизм, позитивизм, нигилизм, народничество, богоискательство и богостроительство, эмпириомонизм, механицизм и другие течения мысли. Работа состоит из двух частей: исторической и систематической, Историческая часть является необходимой предпосылкой для понимания систематической, поскольку «своеобразие советской философии состоит в том, что некоторые ее проблемы становятся понятными только на фоне ситуаций политической борьбы, которым они обязаны своим происхождением» (Wetter G. .4. E'er dialektische Materialismus. Seine Geschichte und sain System in der Sowjeturuon, Wien: Herder, 1952. S. VI). Анализируя систему диалектического материализма, Веттер приходит к заключению, что мировоззрение, которое в ней сформулировано, часто является «неосознанной или невысказанной позицией сегодняшнего среднего гражданина»; обычный человек полагает, как это утверждается и в материализме, что «весь мир в своем сегодняшнем виде каким-то образом «сам собой» становился». Таким образом, марксизм апеллирует к «здравому смыслу». Веттер выделяет «ряд положительных элементов» в диалектическом материализме, которые «отличают его от механистического вульгарного материализма», таких, как «решительная реалистическая позиция», относящаяся к области теории познания, признание движения не только как механического перемещения, а как «изменения», качественное различие чувственного и «логического» уровня познания, к-рое преодолевает не только механицизм, но и сенсуализм и ряд др. Отличие советской философии от марксизма и социал-демократического мировоззрения в Европе Веттер связывает с личностью и взглядами Ленина, с его приверженностью к «русской революционной традиции». Несмотря на борьбу с мистикой, она, по мнению теолога, присуща диалектическому материализму советского толка. Веттер выделяет точки его соприкосновения с философией славянофилов Киреевского и А. С. Хомякова, а также через В. С. Соловьева с философией Булгакова, Бердяева, Франка, Флоренского, Карсавина и др. В первую очередь, это связано с «принятием гегелевской диалектики», сохранившей в России «дозу своей мистики». Ленину также нравилась у Гегеля, несмотря на мистицизм последнего, «гениальная идея живой «взаимосвязи» (!) всего со всем». Одновременно Веттер критикует советскую философию за упрощенный подход к проблемам, за «незнание других философских систем» и неспособность анализировать их без предубеждения, за эклектизм. Советскими философами (Нарекай и др.) Веттер характеризовался как «неотомист, коренным образом извращающий суть советской философии», отождествляющий диалектический материализм с механистическим, полагающий, что материализм несовместим с диалектикой. В послесталинский период, отмечает Веттер, тематика советской философии «стала многогранней и интересней, и качество заметно возросло». Философские контакты с Западом расширились, и в то же время «свободная дискуссия разрешается только в пределах марксизма-ленинизма». Совместно с В. Леонхардом Веттер издал в 1962 году книгу «Советология сегодня». Он также занимался анализом отношения философии и естественных наук. Ю. Б. Мелих Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 97-98. Сочинения: Zurn Zeitproblem in der Philosophic des Ostens. Die Theorie der „Allzeitlichkeit" bei L, P. Karsawin // Scholastik. 1949. Heft 3; Der dialektische Materialismus und das Problem der Entstehung des Lebens. Zur Theorie von A. I. Oparin. Munchen: Pustet, 1958; Philosophie und Maturwissenschaft in der Sowjetunion. Hamburg: Rowohlt, 1958; Sowjetideoiogie heute. Teil i. Dialektischer und historischer Materialismus. Frankfurt/M.: Fischer, 1962; Kommunismus und Religion. Kirche in der Sovqetunion. Kevelaer: Butzon & Bercker, 1964. Литература: Нарский И. С. Веттер // Философская энциклопедия. М., 1960. Т. 1; История философии в СССР: В 5 т. М., 1971, Т. 4 (см. именной указатель).
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический справочник). Сочинения:Philosophic und Naturwissenschaft in der Sowjetunion. Hamb., 1958; Der dialektische Materialismus und das Problem der Entstehung des Lebens. Zur Theorie von A. I. Oparin. Munch.—Salzburg—Koln, 1958; Dialektischer und historischer Materialismus, Fr./M.,—Hamb., 1962; Sowjetideologie heute. Fr./M.—Hamb., 1962. Zurn Zeitproblem in der Philosophic des Ostens. Die Theorie der „Allzeitlichkeit" bei L, P. Karsawin // Scholastik. 1949. Heft 3; Литература:Нарский И. С. Веттер // Философская энциклопедия. М., 1960. Т. 1; История философии в СССР: В 5 т. М., 1971, Т. 4 (см. именной указатель).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |