Верстовский Алексей Николаевич |
|
1799-1862 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Алексей Николаевич Верстовский
А.Н.Верстовский. Верстовский Алексей Николаевич (18.02.1799-5.11.1862), композитор, певец, скрипач, пианист, крупный театральный деятель. Из дворян Тамбовской губ. С 1823 Верстовский жил в Москве, где поступил в Московскую контору императорских театров. В 1825 Верстов-ский был назначен “инспектором репертуара и трупп”, а в 1842 управляющим Московской театральной конторой. В течение 35 лет (до 1860) Верстовский играл руководящую роль в деятельности московских театров, которая была высоко оценена А. Н. Островским. В 1827 Верстовский по совету С. Т. Аксакова написал оперу “Пан Твардовский” (на либретто М. Н. Загоскина), прошедшую в 1828 в Москве с большим успехом. В Петербурге в 1832 была поставлена опера Верстовского “Вадим, или Двенадцать спящих дев” по одноименной поэме В. А. Жуковского. Но настоящую славу Верстовскому принесла опера “Аскольдова могила” (1835, на либретто Загоскина), поставленная до к. 1860-х в Москве 400, а в Петербурге 200 раз. Верстовским были написаны еще 3 оперы (“Тоска по родине”, “Чурова Долина”, “Громобой”), не имевшие, однако, успеха. Верстовский — автор музыки к различным драматическим произведениям, а также многих романсов, из которых особую популярность получил романс “Черная шаль” на слова А. С. Пушкина. В. А. Федоров Верстовский Алексей Николаевич (1799-1862). В истории русской музыки прошлого столетия Верстовский по праву занимает почетное место. Его романсы и оперы, в особенности «Аскольдова могила» (на сюжет романа М. Н. Загоскина), пользовались громадным и заслуженным успехом. Знакомство поэта с композитором состоялось в Петербурге до высылки Пушкина на юг. В ссылке Пушкин прочитал в «Вестнике Европы» известие о сочиненной Верстовским кантате «Черная шаль» и в письме к П. А. Вяземскому от апреля 1824 года просил передать композитору «усердный поклон». Через несколько месяцев Пушкин посылает Вяземскому нотную запись цыганской песни «Старый муж, грозный муж», которую услышал в Бессарабии, и просит показать ее композитору. Пушкин встречался с Верстовским у общих друзей и знакомых — П. В. Нащокина, М. П. Погодина и других. Это общение отразилось в творческой работе композитора. «Пушкин ко мне пристал, чтобы я написал музыку Казака из Полтавы,— писал Верстовский С. П. Шевыреву в мае 1829 года,— мысль пришла недурная выразить галопом всю музыку». Верстовский написал кантату на стихотворение Пушкина «Пир Петра Великого» с народной песней «На матушке, на Неве-реке молодой матрос корабли снастил» и позднее вспоминал: «Эту песню я часто игрывал покойному Пушкину, и она приводила его в восторг». Верстовский сочинил на слова Пушкина 12 романсов, среди них «Черная шаль» (1823), «Ночной зефир» (1827), «Певец» (1831) и «Старый муж» (из поэмы «Цыганы») (1832). Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 207-208. Далее читайте:Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837) поэт.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |