Верстаков Виктор Глебович |
|
р. 1951 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Виктор Глебович ВерстаковВерстаков Виктор Глебович [20.12.1951, пос. Ветрино Витебской обл., БССР] — поэт, прозаик. Родился в семье офицера-танкиста, участника Великой Отечественной войны, мать — из крестьян, служащая железнодорожных войск. Детство прошло в военных гарнизонах Белоруссии, Украины, Германии, России. Своей «малой родиной» Верстаков считает г. Шую Ивановской области, где в 1968 окончил среднюю школу. Учился в Московском авиационном институте, затем — в Военно-инженерной академии им. Ф.Э.Дзержинского в Москве, которую окончил в 1975. Более 10 лет служил специальным военным корреспондентом газеты «Правда» (и др. изд.), побывал во многих горячих точках планеты. В 1980-89 в составе советских войск находился в Афганистане, принимал участие в боевых действиях, в 1983 был контужен. Полковник. Награжден медалью «За боевые заслуги» и орденом «Знак Почета». Руководил литературной студией военных писателей. Песни на свои стихи Верстаков начал писать с юношеских лет. Дебютировал как поэт в 1970 в газ. «Знамя коммунизма» (Шуя) и «Красный воин». Первая книга — «Традиция» — вышла в 1975 («Современник»), но особого успеха не имела. Второй сборник стихов Верстакова — «Сердца и звезды» (Воениздат, 1978) удостоился теплого отзыва К.Симонова. Затем на протяжении четверти века вышло около полутора десятков поэтических сборников Верстакова, получивших высокие оценки в критике. Стихам и песням Верстакова присущ сдержанный лиризм, мужественность и мелодичность. Предпочтение в творчестве отдает темам войны, любви, веры, мужской дружбы. Главные идеалы его поэзии — верность родине, служение народу: «От боя до боя не долго / Не коротко — лишь бы не вспять. / А что нам терять кроме долга? / Нам нечего больше терять... / Звезда из некрашеной жести / Восходит над нами опять. / А что нам терять кроме чести? / Нам нечего больше терять. / В короткую песню не верьте — / Нам долгая песня под стать. / Так что ж нам терять кроме смерти? / Нам нечего больше терять» («В короткую песню не верьте...»). Поэт говорит о значении России в мировом историческом процессе. Для него она — не просто страна, в которой довелось родиться, но Держава с большой буквы. Л.Г.Баранова-Гонченко писала о поэтах, близких Верстакову по духу: «Они — любимые дети именно этой Державы — горней, вечной, той, которой нет сегодня, но она была вчера и будет завтра. Так о ней говорит... выдающийся поэт уже XXI века (русский-советский поэт, как он сам себя называет) Виктор Верстаков: "Была любовь... была страна, и мне другой не надо"» (Баранова-Гонченко Л.— С. 9). Поэт стремится к осмыслению исторического прошлого родины. Воины и труженики минувших времен являются для него нравственными, духовными ориентирами, на которые он предлагает равняться современникам. Преклонением перед беспримерным подвигом защитников Брестской крепости проникнуто стих. «Над Западным Бугом»: «Берег пологий, каменный мост — / Вот вам и вся граница. / Это не крепость, это — погост, / Здесь невозможно биться. / Десять минут — и враги внутри, / И никуда не деться: / Или сдавайся, или умри,— / Как тебе скажет сердце.../ Это не мужество, даже не долг, / Это другое что-то, / Коль не сдались ни отряд, ни полк, / Ни батальон, ни рота...» Говоря о вере и Боге, Верстаков затрагивает самые сложные для усвоения постулаты христианства, пытается найти ответы на вопросы: «Бог зла не создавал. / Но в мире правит зло. / Так из каких начал / Оно произошло?..»; «...Марфа хлопотала, / Мария же у ног Христа / Сидела и ему внимала. / Чья совесть более чиста? / Сестры, которая кормила, / Прислуживала у стола, / Иль той, которая забыла /Про неотложные дела?..» («Случай в Вифании»). В стихах Верстакова нередки иронические, юмористические, бытовые, пародийные моменты, органично переплетающиеся с современной героикой («Русский стиль», «Песенка капитана» и т.п.). При этом его поэзия пронизана лучами любви и взаимопонимания. В.Бочкарев комментирует стихотворения Верстакова: «Искренняя, серьезная, мужская любовь сквозит в каждом слове его стихов. Только большой русский поэт может так воспеть наши родимые ухабы, кочки, болота, речки и ручьи, нашу небогатую событиями уездную житуху, наших простых, неизверившихся людей» (Шуйская тетрадь. С 124). В 1990-е Верстаков участвовал в подготовке литературных передач для радио «Свобода». Писал также публицистику и прозу. Основными темами этих выступлений были: судьба России и ее народа на историческом перепутье, положение в современной армии, взаимоотношения между бывшими союзниками по социалистическому блоку. Стихи и публицистика Верстакова переводились на немецкий, болгарский, польский языки. Многие из стихов В. стали песнями, музыку к которым пишет сам автор и исполняет их под гитару. Песни В. в авторском исполнении записаны на нескольких грампластинках, а также легли в основу музыкального фильма «Офицерский романс» (ЦТ, 1991). Верстаков — один из организаторов, начальник (1989-94) и редактор (с 2000) Военно-художественной студии писателей при Министерстве обороны. Член бюро поэзии Московской городской писательской организации, секретарь правления СП России. Лауреат премий им. А.Твардовского (1996), А.Платонова (1998), премий «Традиция» (1995) и журнал «Московский вестник» (2002). Живет в Москве. С.М.Казначеев Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 368-370. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Традиция. М., 1975; Сердца и звезды. М., 1978; Инженерный батальон. М., 1979; Песня Вероники. М., 1988; Пылает город Кандагар. М., 1990; Афганский дневник. М., 1991; Прости за разлуку. М., 1991; Ради твоей неизвестной любви. М., 1993; Война и любовь. М., 1996; Русские времена. М., 1999; Шуйская тетрадь. Шуя, 2001; Бродил и я в стихиях мира. М., 2001. Литература:Панкеев И. Я старше почти на века... // Литературная Россия. 1990. 14 сент. №37. С.18; Апасов А. Нам опять уходить в наше русское море... // Бежин луг. 1995. №3. С.43-44; Огрызко В. Война и любовь // Литературная Россия. 1995. 29 сент.; Огрызко В. Жизнь трагична по определенью // Литературная Россия. 1996. 14 июня; Баранова-Гонченко Л. О поэте Викторе Верстакове // Роман-газета XXI век. 1999. №7; Бочкарев В. Вместо послесл. // Верстаков В. Шуйская тетрадь. Шуя, 2001; Шатурин С. Признание профессионалов // Московский литератор. 2002. №2; Казначеев С. Военно-полевой романс // Труд. 2002. 3 июля; Баранова-Гонченко Л. Поймите лишь, каких носители вы сил... // Любимые дети Державы. М., 2002.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |