Валиханов, Чокан Чингисович |
|
1835-1865 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Валиханов, Чокан ЧингисовичВалиханов, Чокан Чингисович (1835-1865), казахский просветитель, путешественник, историк, этнограф, фольклорист. Окончив Сибирский кадетский корпус, был с октября 1853 года адъютантом генерал-губернатора Западной Сибири Г.Х.Гасфорта. С Достоевским познакомился в начале 1854 года в Омске, в доме К.И.Иванова. Вскоре знакомство переросло в дружбу, они неоднократно встречались в Семипалатинске, а позже, в 1860-1861 годах и в Петербурге, где Валиханов работал в то время в главном штабе. К сожалению, он умер рано от чахотки. В письме к Валиханову еще из Семипалатинска (14 декабря 1856 года) Достоевский признавался: «Вы пишете мне, что меня любите. А я Вам объявляю без церемонии, что я в Вас влюбился. Я никогда и ни к кому, даже не исключая родного брата, не чувствовал такого влечения как к Вам…». Остальные письма писателя к своему казахскому другу не сохранились; известно 4 письма Валиханова к Достоевскому. По мнению некоторых исследователей, черты Валиханова отразились, в какой-то мере, в образе Версилова. По крайней мере, в черновых записях к «Подростку», характеризуя Версилова, Достоевский подчеркнул: «…страшное простодушие, Валиханов, обаяние» (Достоевский Ф.М., Полное собрание сочинений, Л., 1972-1990, т. 16, с. 43). Использованы материалы кн.: Николай Наседкин, Достоевский. Энциклопедия, М., 2003 Валиханов, Чокан Чингисович (1835, территория современного Айртауского р-на Кокчетавской обл. Казахской ССР, - октябрь 1865, около Алма-Аты) – казахский просветитель-демократ, путешественник, историк, этнограф и фольклорист. Родился в семье внука хана Аблая, принявшего русское подданство еще в 1740 году. В годы учения в Омском кадетском корпусе (1847-1853) В. проявил глубокий интерес к истории и культуре народов Средней Азии, особенно казахского народа. По окончании корпуса в составе экспедиции В. побывал в Киргизии, в китайском городе Кульдже, в Кашгарии; его научные труды содержат ценные наблюдения над историей, этнографией и культурой населения этих местностей. В формировании В. как ученого-просветителя большое значение имело общение с передовыми деятелями русской науки и культуры. Он поддерживал дружеские отношения с учеными-востоковедами Г.Н.Потаниным, И.Н.Березиным, А.В.Васильевым, А.Н.Бекетовым, писателем Ф.М.Достоевским, ссыльным петрашевцем С.Ф.Дуровым, оказавшим особенно сильное влияние на развитие В., и др. К научным работам В. проявлял интерес и видный ученый-этнограф П.П.Семенов-Тян-Шанский. В 1860-1861 годах жил в Петербурге, работал в Главном штабе над подготовкой к изданию карты Азии, участвовал в трудах Русского географического общества, членом которого был избран в 1860 году. В. опубликовал работы, посвященные истории и культуре народов Средней Азии и зарубежного Востока; среди них – исследования «Киргизы» (так тогда называли казахов), «Следы шаманства у киргизов» (опубликовано в 1904), «Киргизское родословие» (опубликовано в 1904), «О кочевках киргиз» (опубликовано в 1871) и др., в которых собран и обобщен огромный материал по истории, этнографии казахов, их быту, обычаям и культуре. Устному народному творчеству казахов посвящены статьи «Предания и легенды Большой Киргиз-Кайсацкой орды», «Очерки Джунгарии» и др. В своих трудах В. обличал жестокость, произвол казахских феодалов, лицемерие и ханжество религиозных служителей, реакционную сущность самодержавия. Он смело выступал в защиту интересов и нужд трудящейся бедноты, призывал казахский народ к оседлости и земледелию. Выдающийся просветитель, В. выступал за приобщение казахов к передовой русской культуре. Он подчеркивал, что казахи «…считают себя братьями русских по отечеству и поступили в русское подданство добровольно…» (Валиханов Ч.Ч., Соч., СПб, 1904, с. 155). В. боролся за сближение казахского и русского народов, за укрепление их экономического и культурного сотрудничества. В распространении достижений русской культуры, науки и техники он видел реальный путь преодоления отсталости казахов. Глубоко восприняв идеи В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова, В. связывал свои надежды с борьбой передовых сил русского общества за преобразование социального строя в России. Прогресс казахского общества он считал возможным лишь в русле общероссийского развития. Однако сам В. не был революционным демократом. Он переоценивал роль просвещения, значение частичных реформ, полагал, что правительственные мероприятия могут быть действенным фактором переустройства жизни кочевых аулов. Большую научную ценность представляют высказывания В. по вопросам литературы. Он подчеркивал, что народнопоэтическое творчество в своей совокупности дает «полную картину исторической и духовной жизни народа». Интересны его высказывания об особенностях импровизаторского искусства акынов, о видах песен, о ритмике казахского стиха. Он записал народную эпическую поэму «Козы-Корпеш и Баян-слу», записал и перевел на русский язык часть киргизского эпоса «Манас». В последние годы жизни В. занимался подготовкой судебной реформы на родине, интересовался вопросами пастбищного землепользования, участвовал в экспедиции генерала Черняева в 1864 году. Грубое обращение колонизаторов с казахским населением вызывало у него возмущение. Он удалился в аул, недалеко от Алма-Аты, где и умер. Деятельность В. имела огромное значение для всего последующего развития демократической культуры казахского народа. Краткая литературная энциклопедия. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.1, М., 1962. Сочинения:Сочинения Чокана Чингисовича Валиханова, под ред. Н.И.Веселовского, «Записки императорского русского географического общества по отделению этнографии», СПб, 1904, т. 29; Избранные произведения, Алма-Ата, 1958. Литература:Айдарова Х., Чокан Валиханов, Алма-Ата, 1945; Фетисов М.И., Литературные связи России и Казахстана, М., 1956, с. 239-342.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |