Васубандху |
|
410-490 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
ВасубандхуВасубандху (санскр. Vasubandhu) (ок. 410-490 или ранее) — индийский мыслитель, теоретик буддизма хинаяны (сочинение «Абхидхармакоша») и махаяны (трактаты «Вадавидхи», «Наставление о диспуте»; «Вадамарга», «Путь диспута»; «Таркашастра», «Наука спора»; «Виджняптиматрашастра», «Наставление по истолкованию священных текстов»; «Вимшатика», «Двадцать стихов» и «Тримшика», «Тридцать стихов о только сознавании». В его биографии, содержащейся в китайском каталоге Трипитаки и переведенной с санскрита на китайский около 557—569 годов Парамартхой, сказано, что он провел много лет в Шакале, Каушамби и Айодхье, где умер в возрасте 80 лет. Начал религиозно-философскую деятельность как приверженец хинаянистичеекой школы вайбхашика секты сарвастивада, затем под влиянием своего брата Асанги перешел в школу йогачара, теоретические основы которой разрабатывал (вместе с Асангой. В главном сочинении «Абхидхармакоша» систематизировал буддийскую доктрину, ее онтологию, сотериологию, этику, социальную философию и эсхатологию. В «Вимшатике» и «Тримшике» разрабатывал базовую для школы йогачара концепцию всего сущего как сознавания (виджнаптиматра). В последнем ввел различение знания (джняна) и сознания (виджняна), в котором различаются два уровня: проявляющееся в обыденном познании pravrtti-vijnana и сознание-сокровищница (алаявиджняна). В сочинениях, посвященных теории аргументации и полемике, развивал логическую концепцию вывода, использовал две разновидности вывода: пятичленный и двучленный. Н. А. Канаева Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 369-370.
Васубандху (около 320—400 или несколько позднее), индийский философ-буддист. Брат Асанги. Сначала разделял взгляды вайбхашики — одной из школ хинаяны, потом стал приверженцем махаяны, явившись одним из учителей школы йогачара. Главное сочинение «Абхидкармакоша» — компендий системы вайбхашики и хинаяны вообще (обнаружена в переводе на китайский язык). Став приверженцем школы йогачара, Васубандху написал множество самостоятельных работ и комментариев на сочинения Майтреи и Асанги, в том числе изложение философского учения йогачара — «Виджнаптиматрата-сиддхи» и др. Для Васубандху характерен интерес к проблеме наименований (оказал влияние на логические исследования школы). Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Литература: Розенбepг О. О., Введение в научение буддизма по япон. и кит. источникам, ч. 2 — Проблемы буддийской философии, П., 1918; К i t а у a m a J., Metaphysik des Buddhismus; Versuch einer philosophischen Interpretation der Lehre Vasuband-hus und seiner Schule, Stuttg,— B., 1934; FrauwallnerE, On the date of the Buddhist master of the law Vasubandhu, Roma, 1951; см. также лит. к ст. Йогачара.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Karmasiddhiprakarana, tr. Melanges chinoise et bouddhiques. Brux., 4, 1935 — 36; Bhasya on Asariga's Madhyantavibhagasutra. Pataliputra, 1967; Trimsika, I'Etude du Systeme Vijflaptimatrata, P., 1932. См. также лит. к ст. «Абхидхармакоша».
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |