> XPOHOC > БИОГРАФИИ > ВАВ > ВАС > ВЕ  > ВИ  > ВЛ  > ВО > ВР >
ссылка на XPOHOC

Василий Арасланович

1624-1681

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Василий Арасланович (Арсланович) (1624-1681), царевич Касимовский (до крещения Сеид-Бурган, по прозвищу Рес-Кичи), сын Касимовского царя Алп-Арслана Алеевича от брака с Фатимою-султан-бикем из рода Шакуловых, правнук Сибирского царя Кучума. Род. ок. 1624. После смерти отца Арслана (1626) был признан владетелем г. Касимов, но лишь с титулом царевича. В это время моск. пр-во поставило себе целью свести на нет власть ислам. правителя Касимова. Царевич находился под строгим надзором местных царск. воевод, которым наказывалось «беречь и разведывать того, чтобы к Касимовскому царевичу и к людем его из ... бусурманских государств ... совета и ссылки не было, и не скрали б его никто». Престиж его, как владетельной особы, сводился к тому, что какой-нибудь проезжавший через Касимов иностранец, как это сделал А. Олеарий, к великой радости царевича, посылал ему в подарок фунт табаку и бутылку франц. вина. Олеарий рассказывает, что моск. пр-во пыталось побудить Сеид-Бургана к крещению, надеясь на его брак с одной из царевен, но хитрый татарин отговорился, ссылаясь на свою молодость. В 1650 он вместе с др. 3 тат. царевичами был вызван в Москву, 2 августа принят царём Алексеем Михайловичем и поднёс ему «сулею турскую». Царевичи были приведены к шерти на верность царю, а 19 августа государь «смотрел царевичей» (т. е. приехавших с ними татар) на Девичьем поле. Тогда же 2 из приехавших в Москву царевичей — Дост и Иише Алтанаевичи — приняли православие. Сеид-Бурган также крестился между 1653 и 1655. Возможно, он крестился вместе с Достом и Иише и именно для этого приезжал с ними в Москву. Мусульмане утверждали, что русские «насильно окрестили» царевича; имеется известие, что его собирались женить на царевне Ирине Михайловне, но брак по неизвестной причине не состоялся. В. А. и после крещения оставался лишь номинальным владетелем Касимова, послушным орудием Москвы в деле обрусения и просвещения христ. верой Мещерского края. В. В. Вельяминов-Зернов предполагает, что моск. пр-во оставило крещёного В. А. в Касимове именно для того, чтобы «подготовить край к уничтожению ханства». Время правления крещёного В. отмечено усиленным обращением в православие татар и языч. мордвы. Бывавшие в Касимове в это время иностранцы поражались несоответствием между пышным титулом В. А. и его действительной властью. Впрочем, после принятии православия В. А. почти не жил в Касимове, а находился всё время в Москве, участвуя во всех церемониях Двора и увеличивая его блеск своей призрачной импозантностью владетельного царск. вассала. На иерархич. лестнице он стоял выше не только самых именитых бояр, но и сиб. царевичей, уступая место лишь груз. царевичу. На приёмах иностр. послов он сидел «в ферезее золотной » по правую руку царя, подчеркивая своим присутствием могущество моск. государя, у которого в числе придворных много всевозможных царевичей — его вассалов. Когда Алексей Михайлович венчался (1671) с Натальей Кирилловной Нарышкиной, В. А. исполнял почётные обязанности «сидячего в Государеву сторону ». В. А. почти не участвовал в многочисл. войнах, которые в то время вела Москва. Лишь в 1656 сопровождал царя в походе к Риге, а в 1678 собравшееся в Путивле войско отвёл в Малороссию, где его возглавил воевода кн. Г. Г. Ромодановский. В. А. умер ок. 1679, оставив от брака с некой Марией Никифоровной 6 сыновей: Михаила, Василия, Якова, Никифора, Ивана и Семёна, а также 2 дочерей: Евдокию (за М. К. Нарышкиным) и Домну (за кн. Ю. Я. Вилковым). После смерти В. А. Касимовом стала править вдовствующая царица Фатима, после смерти которой (не позднее 1681) Касимовское ханство прекратило своё существование.

Владимир Богуславский

Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

Славянская энциклопедия

 

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС