Василий Новгородский, Калика |
|
- |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Василий Новгородский, Калика
Новгород. Собор св. Софии. Вид с восточной стороны. Василий Калика (ум. 1352) - новгородский архиепископ, фактический глава Новгородской феодальной республики в 1331-1352 годы (до этого - поп Григорий церкви Козьмы и Дамиана), философ-богослов. Выражая сепаратистские интересы новгородского боярства, добивался усиления независимости Новгорода от московского великого князя, ориентируясь на его противников. В связи с обострением классовой борьбы в Новгороде и выступлениями «черных людей» против этой политики, Василий Калика был вынужден сохранять политическое единство с Москвой. В ходе политической борьбы Василий Калика добился от Москвы церковной автономии. В период деятельности Василия Калики, в связи с агрессией немецких, шведских и литовских феодалов, были значительно укреплены Новгород (построены каменные укрепления Кремля и посада) и северо-западные пограничные города. В Новгороде были построены городской мост, церкви, а также были созданы Васильевские врата Софийского собора (ныне в городе Александрове), росписи в церквах. Василию Калике принадлежит философское сочинение - послание 1347 года к тверскому епископу Федору Доброму, в котором он выступал против гуманистических и реформационных идей и защищал догматы официальной церкви. По мнению Б. А. Рыбакова, Василий Калика был выразителем интересов «черных людей», держался московской ориентации; высказывал полуеретические взгляды. Я. Н. Щапов. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962. Василий Калика (до пострига — Григорий) (? — 03.07.1352, Михайловский монастырь в устье реки Узы) — архиепископ Новгородский (1331—1352). До 1331 года священник церкви Косьмы и Дамиана в Великом Новгороде. Совершил паломничество в Святую Землю. В 1330 году избран архиепископом, 1 января 1331 года постригся в монахи, а 25 августа 1331 года рукоположен во Владимире-Волынском. Вопреки давлению великого князя Литовского Гедимина, Василий Калика отказался создать отдельную епископскую кафедру для Пскова, но вынужден был обещать ряд новгородских пригородов сыну Гедимина Нариманту, что было исполнено в 1333 году. Будучи фактическим главой новгородского государства, Василий Калика проводил активную внешнюю политику (конфликтовал и, наоборот, вел мирные переговоры с Москвой, Литвой, Швецией и др.). В 1337 году произошел разрыв с Псковом: псковичи отказали приехавшему туда Василию Калике в праве суда, и он в ответ проклял горожан. В 1343 году Василий Калика сумел прекратить кровопролитие внутри Новгорода, примирив враждующие партии. Василий Калика инициировал сооружение каменных городских стен в Новгороде (1330-е годы), а также обширное церковное строительство; в 1352 году руководил сооружением крепостных башен в Орехове. В 1348 году Василий Калика вместе с новгородскими посадником и тысяцким отказался от предложения шведского короля Магнуса Эриксона прислать своих «философов» для диспута о вере, адресовав короля к константинопольскому патриарху. Автор послания тверскому епископу Феодору II о рае (помещено в ряде летописей под 1347 годом), где настаивал, что рай на земле (созданный некогда для Адама и Евы) до сих пор существует, ссылаясь на апокрифы и сообщения моряков. В 1352 году отправился в охваченный эпидемией чумы Псков, на обратном пути скончался. Т. В. Гимон Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2015. Литература:Гимон Т. В. Новгородское историописание в правление архиепископа Василия Калики (1330—1352) // Историография и источниковедение отечественной истории. М.—СПб., 2014. Вып. 7. С. 36—70; Мацуки Ейзо. Избрание и поставление Василия Калики на новгородское владычество в 1330—1331 гг. // Великий Новгород в истории средневековой Европы: К 70-летию В. Л. Янина. М., 1999. С. 207—217; Панченко А. М. Василий Калика // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1. С. 92—95; Печников М. В. и др. Василий Калика // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 7. С. 200—203. Василий Новгородский (Василий Калика, в миру — Григорий) (?—3.07.1352), архиепископ Новгородский, автор «Послания о рае» Тверскому епископу Феодору Доброму. Летописи сообщают об активной культурной и градостроительной деятельности новгородского архиепископа. В 1331 году он заложил каменные стены Новгорода. В 1333—1342 годы обновил и заново устроил новгородский Софийский собор. В 1336—1345 годы построил новые церкви — Входоиерусалимскую, Благовещенскую, Пятницкую, Космодемьянскую, Спасскую в Ковалевом монастыре. В 1338 построил новый мост через Волхов. Авторитет Василия Калики как строителя был столь высок, что в 1352 году бояре и посад просили его построить башни в крепости Орешек. Архиепископ просьбу выполнил быстро и успешно. Участвовал в политической жизни Руси. В 1333 провел неудачные переговоры о мире с вел. князем Московским Иваном Калитой и приехал в Тверь, соперничавшую с Москвой. Здесь он крестил сына Тверского князя, а 8 лет спустя наставлял своего крестника в книжном учении. В 1335 Василий Калика замирился с Иваном Калитой. В 1340 заключил мир с новым вел. князем Московским Симеоном Гордым. В 1348 организовывал оборону Новгорода и Пскова от шведов. В 1352 в Пскове вспыхнула моровая язва. Василий Калика в сопровождении многих священников тотчас отправился на помощь псковитянам. В Пскове он заразился и на обратном пути скончался в Михайловском монастыре на устье р. Узы, притока Шелони. Похоронен в новгородском соборе Св. Софии. С именем Василия Калики связано важнейшее церковно-политическое и религиозно-мистическое событие в истории Руси. В 1335 и в 1346 Константинопольский патриарх прислал Василию Калике, первому на Руси, особые знаки епископского достоинства — «белый клобук» и «крещатые ризы». Эти знаки выделили новгородских епископов среди др. русских архиереев. «Белый клобук» позднее получил религиозно-мистическое значение. Его стали рассматривать как свидетельство того, что Русская церковь является наследницей не только «Второго Рима» (Византийской империи), но и «Первого Рима» (Римской империи). Согласно позднейшей «Повести о белом клобуке» этот монашеский головной убор в IV в. получил из рук римского имп. Константина первый папа римский Сильвестр. Затем он чудесным образом попал в Византию и столь же чудесным образом — на Русь. В сер. XVI в. «белый клобук» будет передан в Москву — его станут носить московские митрополиты и, позднее, патриархи. Василий Калика — автор «Послания о рае» Тверскому епископу Феодору Доброму (1342—60). Послание сохранилось в Софийской Первой, Воскресенской, Новгородской Третьей и др. летописях под 1347. Обычно этим годом и датируется время написания Послания. Само Послание связано с тем, что в Твери в это время разгорелись споры о рае — сохранился ли на земле рай, в котором жили Адам и Ева? В своем Послании Василий выступает с доказательствами в пользу существования этого «земного рая». Очень важно объяснение Новгородским архиепископом причин, по которым он берет на себя смелость рассуждать на столь потаенные и, казалось бы, непозволительные для христианина темы: «Понеже, брате, по Божию повелению, должни есми другъ къ другу посланиа творити о исправленыхъ намъ Божественых писаний отъ святых апостолъ и великих святитель, якоже бо те святии апостоли бес престаниа посланиа творяху другъ къ другу, такоже и намъ подобно есть, в нихъ бо место поставлени есмы». Иначе говоря, архиеп. Василий осмысливает и свою роль, как иерарха Русской церкви, и роль всех др. иерархов как апостольскую миссию, ибо все они поставлены ныне на место апостолов. «Кто во что позванъ, тот в томъ пребывает», — заключает свою аргументацию Василий Калика. И следовательно, раз они «позваны» Самим Господом, то обязаны не только распространять Христово учение, но и имеют право постигать Божий Промысел. Потому-то, чуть ранее, новгородский архиепископ и пишет: «Пребых много дний о взыскании исправлениа Божественаго закона». Источниками размышлений новгородского архиепископа служили не только книги Священного Писания. Большую, если не большую часть аргументов он находит в апокрифической литературе, обильно цитируя различные апокрифы — «Хождение Зосимы к рахманам», «Книгу Еноха», «Хождение Агапия в рай», «Слово о Макарии Римском». Подобное вполне понятно, ведь именно в апокрифах русские книжники могли найти самые разные описания рая или путешествия в рай. В полемике с Тверским еп. Феодором, который, как следует из послания, признавал только «рай мысленый», Василий Новгородский формулирует свою концепцию существования «рая мысленого» и рая земного, что «насади Богъ на въстоце». По его представлениям, «рай мысленый» — это время и место после Второго пришествия Христа, Царство Божие, пришедшее во всей силе («пришедша в силе»). Вся земля будет обновлена в этом раю огнем: «А мысленый рай то и есть, брате, егда вся земля огнемъ искушена будетъ». И этот рай недоступен простым людям, даже святым, пока они продолжают земную жизнь: «Не возможно бо его, брате, ни святымъ видети мысленаго рая, въ плоти суще. Того ради сие святии видевши, не могоша стояти, ниць на землю падоша». Существует и «рай земной»: «А насаженый — не погыблъ, и ныне есть, — утверждает Василий Новгородский, и конкретизирует свое представление: — На нем же светъ самосияненъ, а твердь запята есть до горъ техъ раевых». Доказательства существования «рая земного» различны. Прежде всего, они открываются Василию в словах Самого Христа о том, что Он обещал человеку спасение и возвращение в рай: «Обеща ему паки внити в рай». Во-вторых, о существовании рая свидетельствуют апокрифы. Третье доказательство строится по принципу «от обратного»: раз на земле существует место «адовых мук», то должен быть и «земной рай». Сами «мукы», по логике новгородского епископа, должны располагаться на западе, как оппозиция «насаженного» Богом на востоке рая. При этом Василий приводит рассказ неких новгородцев, которые повидали эти «мукы» где-то на западе, и спрашивает: «И та вся места мучимая не погибоша, а место се святое како погибе, повежь ми, брате, в немь же есть и Пречистая Богородица, и множесьтво святых, еже по въскресении Господни явишася многимъ въ Иерусалиме и паки внидоша в рай?». Еще одно — четвертое — доказательство опять строится на народных легендах. Архиеп. Василий пересказывает некие предания о новгородцах, побывавших на севере и видевших там «земной рай». Рай тот расположен на высоких горах, осиян небывалой красоты, «многочасьтным» светом, а на вершине горы новгородцы увидели Деисуса, написанного чудесной ярко-голубой краской («лазорем»). Раздавалось в тех горах пение, веселье и ликование небывалое, привлекавшее людей. Двое новгородцев пошли туда, но не смогли вернуться. А третьему, посланному узнать, в чем дело, путешественники привязали к ноге веревку. И когда пытались удержать и его, то возвратили лишь мертвое тело. Следовательно, обратно из этого места дороги для живых не было. И, наконец, еще одно доказательство бытия «земного рая». Утверждение о том, что рай может быть только «мысленым», Феодор, по мнению Новгородского архиепископа, все «мысленое» представляет лишь как видение: «И ныне, брате, мнитъ ти ся мысленый рай, но все мыслено мнится видениемъ». Но тогда и слова Христа о Втором пришествии тоже могут казаться лишь видением, а это уже серьезное заблуждение: «А еже Христос рече въ Еуангелии о Второмъ пришествии, и то ли мыслено сказаете?». Такого же быть не может, ибо: «Ни едино же дело Божие есть тленно, но вся дела Божиа нетленна суть». Тверские споры о рае и вмешательство в них Новгородского архиепископа свидетельствуют о том, что многие сложные богословские дискуссии уже вышли за пределы только монастырских или церковных стен. Мистические рассуждения о конце света, о путях спасения, о райских кущах постепенно становятся достоянием широкой публики. А это означает, что простые миряне уже воспринимали христианское вероучение как свое собственное, пытаясь разобраться в различных богословских хитросплетениях, примерить их к своей реальной, обыденной жизни. Значит, проблема смысла жизни и посмертного спасения более чем серьезно волновала умы и сердца русских людей. Перевезенцев С. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа. Литература:Sedélnikov A. D., Vasilij Kalika: l'histoire et la légende, "Revue des études slaves", 1927, t. 7; Сперанский М. H., Из старинной новгородской лит-ры XIV в., Л., 1934; Рыбаков Б. A., Ремесло Др. Руси, (М.), 1948, с. 767-76; Монгайт А. Л., Оборонит. сооружения Новгорода Вел., в сб.: МИА, т. 31, М., 1952, с. 26-28; Клибанов А. И., К истории рус. реформац. мысли, в кн.: Вопр. ист. религии и атеизма, т. 5, М., 1958.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |