Валуев Дмитрий Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ В >

ссылка на XPOHOC

Валуев Дмитрий Александрович

1820-1845

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Дмитрий Александрович Валуев

Валуев (Волуев), Дмитрий Александрович (14.IX.1820 - 23.XI.1845) - русский историк и общественный деятель, славянофил. По происхождению дворянин. Окончил Московский университет (1841). Издал "Симбирский сборник" (М., 1844) и "Сборник исторический и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных" (т. 1-2, М., 1845). В первом напечатал материалы по истории Московской Руси, собранные в архивах и у частных лиц, и "Исследование о местничестве" - свой самый крупный ст. труд (отд. изд. 1845), положивший начало изучению местничества. Во втором сборнике в предисловии изложил славянофильские идеи, в разработке которых энергично участвовал, опубликовал статью о христианстве в Абиссинии - одну из первых в русской литературе по истории Эфиопии. Выступление Валуева и многих авторов "Сборника..." в защиту южных и западных славян от угрозы полного порабощения их Турцией, Австрией и Пруссией имело большое значение. "Сборник..." ввел в тематику русской научно-исторической литературы проблемы истории славян Центральной Европы и народов Прибалтики и многовековой агрессии немецких феодалов на Востоке от Эльбы. Идеи Валуев и его "Сборника..." оказали влияние на известных русских историков-славистов - А. Ф. Гильфердинга, В. И. Ламанского, Н. А. Попова, А. А. Майкова. В 1843 году Валуев основал и при участии П. Г. Редкина редактировал периодическое издание "Библиотека для воспитания".

С. С. Дмитриев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Валуев, Дмитрий Александрович  (Волуев)  (14.09.1820, с. Языково Симбирского у. Казанской губ. — 23.09.1845, Новгород) — историк, археограф, издатель, общественный деятель. Окончил пансион профессора М. Г. Павлова (1837) и словесное отделение философского факультета Московского университета (1841). В 1841 году в Симбирской губернии записывал народные предания и песни, работал в частных и государственных архивах, летом—осенью 1843  в библиотеках Праги, Парижа и Лондона собирал материалы по истории славянства. В 1843—1845 годы — основатель, издатель (при участии П. Г. Редкина) и редактор периодического издания «Библиотека для воспитания». Издал «Сибирский сборник» (М., 1845), где напечатал «Разрядную книгу 1559—1605»; «Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных» (М., 1845), в котором были представлены работы самого Валуева, Н. А. Попова, Т. Н. Грановского, И. М. Снегирева, С. М. Соловьева и др., посвященные истории славянства и славянофильству.

Валуев полагал, что строительство российского государства, начатое в годы реформ Петра I, было завершено в первой четверти XIX века. Это государство создавалось добровольно, а не насильственно, как большинство европейских государств. Петровские реформы, по мнению Валуева, затронули лишь часть образованного общества, народ же остался верен прежним обычаям и быту.

В. Л. Телицын.

Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016, с. 456.

Сочинения: Начала славянофильства. М., 2010.

Литература:  Климаков Ю. В. Редакционно-издательская деятельность и краеведческо-просветительская деятельность Д. А. Валуева // Скворцовские чтения. Библиотечное дело—2011: библиотечно-информационная деятельность в условиях модернизации общества. М., 2011; Хомяков А. С. Д. А. Валуев // Хомяков А. С. О старом и новом. М., 1988.

Валуев (Волуев) Дмитрий Александрович (14.09.1820-23.11.1845), русский историк и общественный деятель, один из видных представителей славянофильского учения. Окончил Московский университет (1841). Издал “Сибирский сборник” (1844) и “Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных” (1845). В первом напечатал материалы по истории Московской Руси, собранные в архивах и у частных лиц, и “Исследование о местничестве” — свой самый крупный исторический труд (отд. изд. 1845), положивший начало изучению местничества. Во втором сборнике в предисловии изложил славянофильские идеи, в разработке которых энергично участвовал, опубликовал статью о христианстве в Абиссинии — одну из первых в русской литературе по истории Эфиопии. Выступление Валуева и многих авторов “Сборника...” в защиту южных и западных славян от угрозы полного порабощения их Турцией, Австрией и Пруссией имело большое значение. “Сборник...” ввел в тематику русской научно-исторической литературы проблемы истории славян Центральной Европы и народов Прибалтики и многовековой агрессии германцев на востоке от Эльбы. Идеи Валуева и его “Сборника...” оказали влияние на известных русских историков-славистов — А. Ф. Гильфердинга, В. И. Ламанского, Н. А. Попова, А. А. Майкова. В 1843 Валуев основал и при участии П. Г. Редкина редактировал периодическое издание “Библиотека для воспитания”.


Д.К.

Русское небо

Валуев (Волуев) Дмитрий Александрович (14[26].09. 1820—23.11[5.12].1845), историк, редактор, издатель. Из дворян. Мать Валуева, урожд. А. М. Языкова, — сестра поэта Н. М. Языкова и жены А. С. Хомякова. С 1832 воспитывался в пансионе М. Г. Павлова в Москве. В 1835 поселился в доме С. П. Шевырева, под руководством которого в том же году поступил на исОшибка! Элементы указателя не найдены.торико-филологическое отделение философского факультета Московского университета, где сблизился с Ю. Ф. Самариным; на последнем курсе (1840—41) жил в доме А. П. Елагиной; окончил университет со степенью кандидата. Вместе с Языковыми записывал в Симбирской губ. народные песни (опубликовано в кн.: Собрание народных песен П. В. Киреевского. Т. 1. Л., 1977). С июля 1843 по янв. 1844 путешествовал по славянским землям, собрал много сведений по истории и литературе южных и западных славян. В 1843 основал журнал «Библиотека для воспитания» (1843—46; сотрудничали: Ф. И. Буслаев, Т. Н. Грановский, И. В. Киреевский, Хомяков, П. Г. Редкин) и заведовал там отделом детского чтения. Перевел (частично переделав) для детей «Рождественскую песнь в прозе» Ч. Диккенса (русский перевод — «Светлое Христово Воскресение». М., 1844).

Собранные в Симбирской губ. исторические источники составили основное содержание изданного Валуевым «Симбирского сборника» (Т. 1. М., 1845). Опубликованной в нем «Разрядной книге» (записи распоряжений русского правительства 1559—1605) предпослано обширное «Введение» Валуева (отд. изд. — под названием «Исследование о местничестве». М., 1845), явившееся ценным вкладом в историческую науку. Стремясь к научно-историческому обоснованию славянофильского учения, Валуев подготовил «Сборник исторических и статистических сведений о России и народах, ей единоверных и единоплеменных» (М., 1845), состоящий из работ Хомякова, К. Д. Кавелина, Грановского, С. Соловьева, И. М. Снегирева и др. «Предисловие» к сборнику, явившееся результатом «бесед и совещаний Киреевских и Хомякова с Валуевым», — этап в формировании славянофильского учения: оно выражает уверенность в особом духовно-историческом пути России на основе еще не познанных «духовных и вещественных богатств», но еще не содержит радикальной критики Запада и реформ имп. Петра I. По мнению Валуева, в Петровскую эпоху, завершившуюся в 1820-х, русская литература и искусство перенимали и переводили на русский лад все западное без разбора — и хорошее и дурное. В. А. Жуковский — «последний и даровитейший представитель» литературы Петровской эпохи. А. С. Пушкин в последние годы и Н. В. Гоголь принадлежат уже «русской жизни и народной мысли». В воспоминаниях и письмах современников запечатлен образ Валуева как нравственно-чистого, неутомимо-деятельного юноши.

Ист.: Гумеров Ш. Д. А. Валуев // Русские писатели 1800—1917. Т. 2. М., 1992.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Далее читайте:

Историки (биографический справочник).

Литература: 

В. (Панов В. А.), Биография Д. А. Валуева, М., 1846 (перепечатка в "РА", 1899, кн. 3);

Свербеев Д. Н., Записки..., т. 1, М., 1899;

Шевырев С (П.), Воспоминания о Д. А. Валуеве, "Московские ведомости", 1845, No 165;

Хомяков А. С., Полн. собр. соч., т. 3, М., 1900, с. 130-39;

Кавелин К. Д., Собр. соч., т. 1, СПР, 1897, с. 699-702.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС