Валицкий Анджей |
|
р. 1930 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Валицкий АнджейВалицкий Анджей (15.05.1930, Варшава) - польский историк русской философии, автор более 400 работ, из них более 20 книг на польском и английском языках, которые переводились на русский, итальянский, японский, испанский, украинский языки. Закончил Варшавский университет в 1953 году. Заслуженный профессор Польской академии наук и университета Нотр Дам (Индиана, США). Действительный член Польской академии наук (1998). Работал на факультете социологии Варшавского университета (1958-1960), в Институте философии и социологии Польской академии наук (1960-1981). В качестве приглашенного проф. работал в университетах Англии, США, Австралии, Австрии, Дании, Японии, Швейцарии. На изучение России Валицкого натолкнули, по его признанию, два обстоятельства: знакомство с русским эмигрантом Гессеном и обстановка польской «оттепели» 1955-1956 годов. В 1959 году в Польше выходит его книга «Личность и история в русской мысли XIX века». Валицкий примыкал к группе ревизионистов марксизма во главе с Л. Колаковским, автором книги «Главные направления марксизма». В 1960 году Валицкий получил грант фонда Форда для работы в США и Англии. Испытал влияние английского философа, историка русской мысли Берлина. В 1964 году защитил докторскую диссертацию о славянофилах. Историко-философские монографии о славянофильстве на русском языке тогда отсутствовали, а немногие западняе работы принадлежали славистам или историкам, слабо знакомым с историко-философской проблематикой. Данная книга была переведена в России только в 1992 году (см.: Славянофильство и западничество: Консервативная и либеральная утопия в работах Анджея Валицкого. М., 1992). Новым в трактовке Валицким наследия славянофилов являлось соотнесение славянофильской антитезы «Россия — Европа» с выдвинутым немецким социологом Ф. Теннисом противопоставлением Gemeinschaft и Gesselschaft (община и общество). Валицкий также опирался на методологию М. Вебера и К. Мангейма, рассматривая славянофильство как специфическую разновидность европейского консервативного романтизма. Другим объектом историко-философского исследования Валицкого стало народничество. В 1965 году была опубликована двухтомная антология русского народничества с предисловием Валицкого. Он выступил в Оксфорде с курсом лекций о народничестве как участник семинара Берлина, позднее издал монографию «Спор о капитализме. Исследования социальной философии русских народников» (1969, 1989). Валицкий не проводит резких различий между революционным и легальным народничеством, делая акцент на его теоретическом содержании. В народничестве он видит первую серьезную попытку осмысления социально-экономической проблематики «периферии капитализма». Важным этапом в творчестве Валицкого явилось обобщающее исследование истории русской мысли от Просвещения до В. С. Соловьева и раннего марксизма. Англ. перев. книги Стэнфордский университет переиздает ежегодно, начиная с 1981 г. Данная монография является за рубежом практически главным руководством по изучению русской философии. Эта самая известная книга Валицкого недавно издана в России (История русской мысли от Просвещения до марксизма. М., 2013). С 1981 года в течение 5 лет Валицкий работал в Австралийском национальном университете в Канберре, а затем, с 1986 года, преподавал русскую интеллектуальную историю в университете Нотр Дам. Итогом его работы в Канберре стало опубликование монографии о русском либерализме (рус. перев.: Философия права русского либерализма. М., 2012). Основные положения данной книги Валицкий изложил еще в 1991 году (Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX - начала XX века// Вопросы философии. 1991. № 8). В центре анализа автора - обращение к тем философско-правовым идеям, которые, с его точки зрения, могли бы стать основой политического и социального возрождения России как правового государства. Основными представителями этой линии Валицкий считает Чичерина, В. С. Соловьева, Петражицкого, Новгородцева, Кистяковского и своего учителя Гессена. В своей оценке национального своеобразия философии в России Валицкий сохраняет верность общей методологической установке, согласно которой русская философия является органической частью общеевропейской философской мысли и потому может и должна рассматриваться не в противопоставлении, а в сравнении с ней, в контексте ее развития. Валицкий убежден в том, что сегодня существует «реальная возможность творчески использовать наследие русских философов права в деле превращения России в правовое государство» (Философия права русского либерализма. C. 23). Самым крупным проектом, осуществленным Валицким, стало издание монографии «Очерк русской мысли: От Просвещения до религиозно-философского ренессанса» (2005). Эта книга является продолжением «Истории русской мысли от Просвещения до марксизма», она охватывает историю русской философии от XVIII до начала XX века, включая таких ее представителей, как Бердяев, Е. Н. Трубецкой, Флоренский, Франк и Карсавин. Валицкий подчеркивает, что во всех своих книгах, посвященных России, он «стремился быть как можно дальше от какого-либо протаскивания антирусских стереотипов», всегда желал «превратить изучение интеллектуальной истории России в особую, признанную международным сообществом сферу научного исследования». Валицкий много сделал для распространения в мире неискаженных представлений о русской философии. Он - автор многих статей о русской мысли в электронной философской энциклопедии Routledge. Как историк русской мысли Валицкий сформировал свое собственное целостное представление о русском историко-философском процессе, содержанием которого является признание в нем определенного единства в многообразии, сочетающего различные мировоззренческие доминанты, - как религиозно-ориентированные, так и рационалистически секуляризированные. M. А. Маслин Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 85-86.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический справочник). Исторические лица Польши (биографический справочник). Сочинения:Philosophy and Romantic Nationalism. The Case Poland. The Clarendon Press, Oxford, 1982; University of Nol Dame Press, 1994; Spotkania z Miloszem. (Encounters wi Milosz). London, 1985; Stanislaw Brzozowski and the Poli Beginnings of «Western Marxism». Oxford University Press, 19S The Enlightment and the Birth of Modern Nationhood. Poli Political Thought From the «Noble Republicanism» to Tadeu Kosciuszko. University of Notre Dame Press, 1989; Russia, Polar and Universal Regeneration. Studies on Russian and Polish Thous of the Romantic Epoch. University of Notre Dame Press, 195 Aleksander Hercen. Kwestia polska: genezapewnych stereotypo PAN, Warszawa, 1993; Marxism and the Leap of the Kingdom Freedom: The Rise and Fall of the Communist Utopia. Stanfo University Press. 1995.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |