Уайт Лесли Алвин
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ У >

ссылка на XPOHOC

Уайт Лесли Алвин

1900-?

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Лесли Алвин Уайт

Уайт  (White), Лесли Алвин (р. 19.I.1900) - американский этнограф, представитель современной эволюционной школы в американской этнографии, профессор Мичиганского университета (1943-1969). Главные научные интересы - теоретические проблемы эволюции культуры. Борясь с антиэволюционизмом и релятивизмом в американской этнографии и социологии, Уайт отстаивает идею единства и поступательности всемирно-исторического процесса. Объяснение причинности этого процесса у него носит характер технологического детерминизма. Высказывая ряд прогрессивных идей (о преходящем характере частной собственности и капитализма), считая себя близким марксизму, Уайт, однако, не полностью преодолел идеализм и метафизичность буржуазного эволюционизма. Школа Уайта представляет радикальное крыло в американской этнографии. Полевые исследования вел среди индейцев пуэбло. Уайт - биограф и исследователь научного наследия Л. Г. Моргана; защищает его от огульной критики.

Ю. П. Аверкиева. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Уайт (White) Лесли Алвин (19.1.1900, Салида, штат Колорадо,— 31.3.1975, Дет-Валли, штат Калифорния), американский культур-антрополог и культуролог.

Для эволюционистской концепции Уайта характерно стремление обосновать объективный характер культуры. Выступая против различных попыток представить понятие «культура» лишь как удобную методологическую абстракцию, Уайт рассматривает его как объективную категорию, выражающую специфическую «надсоматическую» систему действительности, которая имеет собств. закономерности функционирования и развития. Культура подразделяется Уайта на три подсистемы: технологическую, социальную и идеологическую. Первая включает орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.; вторая охватывает типы коллективного и индивидуального поведения; третья состоит из идей, верований, знаний.

Главной и определяющей является технологическая подсистема, поскольку человеку в первую очередь необходимы пища, жильё, одежда, а также средства защиты от врагов. Социальная и идеологическая подсистемы являются вторичными и производными. Таким образом, систему взглядов Уайта можно расценить как концепцию технологического детерминизма, ограниченность которой обусловлена прежде всего тем, что выделяемые подсистемы культуры рассматриваются Уайтом в отрыве от социально-практической деятельности людей. Поэтому понятие «культура», а не «общество» выступает, по Уайту, предельно широкой категорией, охватывающей предметы всех общественных наук. Несостоятельна также и однозначная детерминация «социальной» и «идеологических» подсистем культуры её «технологической» подсистемой.

Вместе с тем некоторые частные положения концепции Уайта заслуживают внимания (например, для экологии — попытка рассмотрения культуры в качестве специфического «термодинамического» механизма аккумуляции, хранения, передачи и преобразования энергии общества).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: The science of culture, N. Υ., 1949; The evolution of culture, N. Y., 1959; The concept of culture, Minneapolis, 1973 (совм. с В. Dillingham); The concept of cultural systems: a key to understanding tribes and nations, N. Y., 1975.

Литература: Маркарян Э. С., О генезисе человеческой деятельности и культуры, Ер., 1973; Аверкиева Ю. П., История теоретич. мысли в амер. этнографии, М., 1979.

Далее читайте:

Исторические лица США (биографический указатель).

Историки (биографический справочник).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

The science of culture, N. Y., 1949; Evolution of culture, N. Y., 1959.

Литература:

Маркарян Э. С., Культурологическая теория Л. Уайта и исторический материализм, "Вопросы философии", 1966, No 2;

Артановский С. Н., Марксистское учение об общественном прогрессе и "эволюция культуры" Л. Уайта, в сб.: Современная американская этнография, М., 1963.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС