Тайлор Эдуард Бернетт |
|
1832-1917 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Эдуард Бернетт ТайлорТайлор (Tylor) Эдуард Бернетт (2 октября 1832, Лондон — 2 января 1917, Уэллингтон, Сомерсетшир) — английский этнограф, исследователь первобытной культуры, профессор Оксфордского университета. Вместе с Г. Спенсером считается основоположником и виднейшим представителем эволюционистской школы в этнографии и антропологии. Трактовал историю культуры как постепенный и непрерывный прогресс орудий труда, знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и т. п., осуществляющийся в соответствии со столь же строгими законами, как и законы природы. К числу важнейших факторов, влияющих на историю культуры, относил «общее сходство природы человека» и «общее сходство обстоятельств его жизни». Действием этих факторов объясняется единство человечества и единообразие его культуры на сходных ступенях развития. С помощью понятия «пережитки» Тайлор попытался показать связь между глубокой древностью и современной культурой: пережитки — это «живое свидетельство или памятник прошлого», свойственные более ранней стадии культуры и в силу привычки существующие на другой, более поздней стадии. В главной работе Тайлора «Первобытная культура» (Primitive Culture, 1871, рус. пер. 1939, 1989) приведено много примеров пережитков, в т. ч. та-ких, как ручная прокидка челнока во времена уже механизированного ткачества, пожелание здоровья при чиханье и т. п. Всемирную известность Тайлору принесла анимистическая концепция происхождения религии, согласно которой в основе всех религий лежат первобытные представления о душе и духовных сущностях (см. Анимизм). Используя богатейший этнографический материал, Тайлор выдвинул формулу «анимизм есть минимум определения религии», ставшую предметом многочисленных дискуссий. Соч.: в рус. пер.: Введение к изучению человека и цивилизации. Антропология. П.—М., 1924. А. Н. Красников Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 7.
Тайлор, Тэйлоp (Tylor) Эдуард Бернетт (2.10. 1832, Лондон, — 2.1.1917, Уэллингтон, Сомерсетшир), английский этнограф, исследователь первобытной культуры. Вместе со Спенсером был основоположником эволюционистской школы в истории культуры и в этнографии. Взгляды Тайлора сложились под влиянием эволюционной теории Конта и его английских последователей. Тайлор рассматривал историю культуры как процесс поступательного развития («наука о культуре есть наука о реформах»), выражающийся в совершенствовании форм тех или иных орудий, видов искусства, верований и культов. Тайлор ввёл в науку понятие «пережитков» (survivals), которые считал «живым свидетельством или памятником прошлого», и на этой основе определял историческую связь явлений культуры, вскрывал исторические корни многих непонятных или обретавших новый смысл обычаев и обрядов. В историю науки Тайлор вошёл прежде всего как создатель анимистической (см. Анимизм) теории происхождения религии. Он видел источник религии в психической деятельности индивидов, сводя последнюю к сознательной рациональной деятельности. Тайлор ввёл в историю религии идею развития, генетической связи между первобытными и развитыми религиями. Есть основания думать, что позже Тайлор начал осознавать ограниченность эволюционистского метода. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Тайлор, Тэйлор (Tylor), Эдуард Бернетт (2.Х.1832 - 2.I.1917) - английский этнограф, исследователь первобытной культуры. Главные труды: «Первобытная культура» (v. 1-2, L., 1871, рус. пер., М., 1939) и «Антропология» (L., 1881, в рус. пер. «Введение к изучению человека и цивилизации», П., 1924). С 1883 года - хранитель этнографического музея при Оксфордском университете, с 1896 года - первый профессор основанной тогда кафедры этнографии (в то время называлась кафедрой антропологии) этого университета. Наряду с Г. Спенсером Тайлор - создатель эволюционной школы в истории культуры и в этнографии. Идеалистически подходя к истории культуры, Тайлор рассматривал ее как самодвижение идей в области техники, хозяйственной и духовной жизни человечества, выражающееся в развитии форм тех или иных орудий и приспособлений, видов искусства, верований и культов. Несмотря на неправомерность уподобления развития культуры развитию органического мира, концепция Тайлора, как и эволюционная школа в этнографии в целом, была прогрессивной для своего времени. В противовес распространенной тогда теории, рассматривавшей отсталые народы как вырождающиеся и потому неполноценные, Тайлор выдвигал концепцию прогрессивного развития человечества, а культуру рассматривал как единое целое, в которое все народы мира внесли свой вклад. Наибольшее внимание уделил Тайлор истории духовной культуры, особенно религии. Широко применяя в исследовании понятие пережитков, Тайлор вскрыл исторические корни многих, ныне непонятных или приобретших новый смысл обычаев и обрядов. Обобщив исторические данные о верованиях разных народов и впервые введя в изучение истории религии этнографический материал, Тайлор объединил различные представления о душах и духах, дав им общее название - анимизм. Допуская существование дорелигиозной эпохи в историческом развитии человечества, Тайлор в анимистических представлениях усматривал тот «минимум религии», из которого в дальнейшем возникли все существующие религии. Анимистическая теория происхождения религии Тайлора, получившая с 1870-х годов широкое признание, представляла крупный шаг вперед по сравнению с господствовавшей ранее мифология, школой. Тайлор опровергал теорию божественного откровения и показал естественные психологические корни религии. Однако в целом анимистическая теория Тайлора несостоятельна, так как исходит из идеалистического понимания религии как чисто психологического явления и неисторично рисует ход развития религиозной идеологии как некий самостоятельный процесс. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Историки (биографический указатель). Исторические лица Англии (Великобритании) (биографический указатель). Сочинения в русском переводе:Первобытная культура, М., 1939; Введение к изучению человека и цивилизации. (Антропология), П.— М., 19244. Литература:Токарев С. А., История зарубежной этнографии, М., 1978.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |