Тойнби Арнольд Джозеф |
|
1889—1975 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Арнольд Джозеф Тойнби
Тойнби (Toynbee), Арнолд Джозеф (1889-1975) — английский историк и социолог, оказавший большое влияние на социальную философию и общественное сознание капиталистического Запада. Известность ему принес многотомный труд «Исследование истории», в котором Т. разработал концепцию локальных цивилизаций. В соответствии с ней история человечества рассматривается как совокупность историй отдельных, локально существующих цивилизаций, каждая из которых проходит собственные стадии эволюции от возникновения через расцвет к упадку и умиранию. Локальная цивилизация обладает определенным культурно- творческим ядром, вокруг которого созидаются присущие данной цивилизации формы духовной жизни, социально- политической и экономической организации. Между некоторыми цивилизациями существуют своеобразные «отцовско-сыновьи» связи, т. е. некоторые цивилизации способны порождать своих преемников, которые могут географически располагаться в том же регионе или же их местоположение будет иным. Так, эллинская (древнегреческая) цивилизация породила, во-первых, православно-христианскую в России, во-вторых — западную цивилизацию, в-третьих — современную православно-греческую. Утрата цивилизацией своего культурно-творческого ядра равносильна ее гибели, поэтому пока цивилизация живет, ее отношения с внешним миром строятся по принципу «вызов — ответ». Иначе говоря, жизнеспособная цивилизация в состоянии мобилизовать внутренние ресурсы для нахождения адекватных ответов на вызовы, идущие со стороны окружающих ее обществ и угрожающие ее существованию. Т. особо подчеркивает значение для цивилизации тех специфических черт культуры, на которых она возникает и существует. Специфика культуры определяет лицо народа, создавшего цивилизацию: «...тогда как экономическая и политическая карты мира... почти полностью «вестернизированы», культурная карта и поныне остается такой, какой она была до начала западной экономической и политической экспансии. Как наши историки умудрились, глядя, не видеть?» (Тойнби А. Постижение истории. М., 1991). Т. призывает отказаться от вольного или невольного «западоцентризма», признать право обществ, не похожих на западное, на собственную самобытность, перестать относить всё, что непривычно с западной точки зрения, к «отсталому», «нецивилизованному», «варварскому». По Т., незападные цивилизации не хуже и не лучше западной — они иные, и западному человеку необходимо научиться признавать этот факт, впрочем, как и представителям других современных цивилизаций. Согласно Т., о единстве мировой цивилизации можно говорить только в том смысле, что такое единство предполагает множественность разнообразных, непохожих друг на друга обществ, между которыми, однако, возможны и необходимы диалог и взаимопонимание. Единство отнюдь не тождественно уравниванию, подгонке всех под единый (западный или иной) стандарт. Разработанное Т. понятие цивилизации не только приобретает в последние годы все большее научно-историческое и социологическое значение, но и входит в духовный арсенал человечества. Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 448-449. Вернуться на главную страницу Тойнби
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |