Торо Генри Давид
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Торо Генри Давид

1817-1862

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Генри Давид Торо

Генри Дейвид Торо ...непримиримую позицию к американскому обществу занимал земляк, ученик и друг Эмерсона Генри Дейвид Торо (1819— 1862). Он понимал хищнический, разрушительный для природы и души человека характер потребительской технической цивилизации, в особенности — стремление к роскоши. По его словам, «богатство человека измеряется числом вещей, от которых ему легко отказаться... На лишние деньги можно купить только лишнее. А из того, что необходимо душе, ничто за деньги не покупается». Его главная книга — «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854).

Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012.

Торо Генри Дэвид (1817—1862) — американский философ-идеалист и писатель; входил в кружок трансценденталистов, возглавляемых Эмерсоном. Взгляды Торо сложились под воздействием европейских романтиков (особенно Карлейля) и Руссо, идей протестантизма и восточной мысли. С индивидуалистских позиций критиковал эксплуататорскую сущность капитализма, его пронизанную мещанством и практицизмом культуру. «Роскошь одного класса уравновешивается нищетой другого. С одной стороны — дворец, с другой — приют для нищих...» — писал Торо в своем главном произведении «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854). Любое государство, полагает Торо, «страдает слабоумием» и является злом; о государстве США он говорил: «Всякое сотрудничество с ним покрывает человека позором». Романтически окрашенный социально-этический идеал мыслителя — свободная, гармоничная, независимая от общества, поклоняющаяся природе личность — был следствием его отрицательного отношения к буржуазному строю и порожденному им разделению труда. Философские взгляды Торо — пантеизм с заметным оттенком мистицизма; законы природы и всемирного разума (включая нравственный порядок) совпадают. Цель познания — истина, которой мы достигаем, проникаясь окружающей нас божественной реальностью, т. е. природой. Боролся против рабства в США, один из первых выдвинул идею гражданского неповиновения (эссе «О долге гражданского неповиновения», 1848); выступление Джона Брауна в защиту негров назвал «благородным подвигом». Демократическая Америка высоко ценит наследие Торо.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 462.

Торо (Thoreau) Генри Дейвид (12.7.1817, Конкорд, шт. Массачусетс, — 6.5.1862, Уолден, близ Конкорда), американский философ-романтик, писатель, натуралист. Торо был близок к участникам «Трансцендентального клуба» и его основателю Эмерсону. Исходный пункт философии Торо — критическое неприятие нравственных принципов современного ему американского общества. Действенную альтернативу стяжательству, роскоши, бездуховности он видел в «добровольной трудовой бедности». Стремясь реализовать этот принцип на практике, Торо более двух лет жил в одиночестве на берегу Уолденского озера и обеспечивал своё существование физическим трудом, рыбной ловлей, собирательством. В трактате «Уолден, или Жизнь в лесу» (опубл. 1854, рус. пер. 1910, 1962) Торо утверждал, что нравственное очищение возможно лишь после глубокого осознания личностью своего отчуждения от несправедливого общественного уклада и при условии постоянного контакта человека с природой, воплощающей трансцендентный идеал, чистоту, красоту и «непорочность». Приближение к природе способствует, согласно Торо, установлению связи личности с «космическим порядком». Эти идеи легли в основу концепции одиночества, понимаемого Торо как сосредоточение человека на переживании природной гармоничности, отражённой в душе.

Философский индивидуализм сочетался у Торо (особенно в последний период его жизни) с активной жизненной позицией, наполненной искренним демократизмом. В программном эссе «О гражданском неповиновении» (1849, рус. пер. 1977) Торо дал моральное обоснование ненасильственной революции — серии мирных обществ. кампаний (демонстрации, отказ от призыва на военную службу, саботаж государственных учреждений и т. д.), толкуемых, однако, как внешнее проявление внутреннего нравственного переворота («революция одного человека»). Накануне Гражданской войны 1861—1865 годов Торо открыто призывал к борьбе с рабовладением. Идея гражданского неповиновения правительству рабовладельцев впоследствии оказала влияние на формирование взглядов М. Ганди и М. Л. Кинга. Социально-нравственные идеи Торо высоко ценил Л. Н. Толстой. В конце 60-х — начале 70-х годов 20 века идеи Торо получили широкую известность в кругах леворадикальной студенческой молодёжи США, идеологи которой (например, Т. Розак) рассматривают Торо как одного из предшественников современной западной контркультуры.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: The writings, ν. 1—20, Boston — Ν. Υ., 1906.

Литература: Эмерсон   Р.   У., Т., Биографический очерк, в кн.: Торо   Г.,   Вальден или Жизнь в лесах, М., 1910;   Πappингтон   В.   Л.,   Осн. течения амер. мысли, пер. с англ., т. 2, М 1962, ч. 3, гл.  3;   Krutch   J.    W.,   Henry David Thoreau N. Υ., 1948;    Наг ding  W.,   Meyer  M.,   The new Thoreau handbook, N. Y., 1980.

Торо Генри Давид (Thoreau), (1817-1862) - североамериканский писатель; занимал самые разнообразные должности - учителя, землемера, инженера, столяра, поденщика; в 1845г. удалился в лес, выстроил себе хижину и прожил в ней 21/2 года, занимаясь физической работой, писанием сочинений и созерцанием природы. Т. был одним из выдающихся представителей той идеалистической школы, к которой принадлежали Эмерсон, Алькотт, Маргарета Фуллер и др. и которая, освободившись от строгого пуританизма, стремилась к свободной жизни. Темой для сочинений Торо является почти исключительно природа, разнообразные проявления которой он сумел изобразить в глубоко прочувствованных картинах. 

Сочинения Торо: 

"A week on the Concord and Merrimac rivers" (Бостон, 1849); "Walden, or Life in the woods" (Бостон. 1855; главное основание известности Т.); "Excursions in field andJorest" (1863); "The Maine Woods" (1864); "Cape Cod" (1865); "Letters to various persons" (1865); "A Yankee in Canada" (1866). Лучшее издание сочинений Т. - "Riverside editions" (10 том., Бостон, 1893). Ср. W. E. Channing, "Thoreau, the poet naturalist" (Вост., 1873); F. В. Sanborn, "Biography of Т." (Вост., 1882); "Familiar letters" (1894).

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица США (биографический справочник).

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС