ХРОНОС:
Родственные проекты:

|
Исследовал диалектику человеческой души
Толстой Лев Николаевич (1828-1910) - русский писатель и
мыслитель. Автор произведений - идейных манифестов "Исповедь" (1880-1882) и
"В чем моя вера?" (1883), а также художественных сочинений "Война и мир",
"Анна Каренина", "Воскресение" и многих других. Избрав основным предметом
творчества "диалектику человеческой души", Т. обосновал возможность
мучительного обретения человеком полной
гармонии со своей подлинной
сущностью, достижения им высочайшего градуса нравственного
самосовершенствования посредством приобщения к естественной, общинной,
трудовой жизни народа, посредством органичного слияния с природой, ее
музыкой и ритмами. Будучи во многом синхронными и созвучными с
теоретическими разработками коммунистического толка Маркса, искания Т.
оказались полярно противопоставленными им. Убежденность Т. в неизбывном зле,
приносимом людям современной цивилизацией; пагубности любых форм
общественного насилия (как государственного, так и
радикально-освободительного); лицемерии современной культуры и
ортодоксальной церкви, умножающих личные несчастья, духовное порабощение и
взаимную отчужденность людей, - привела его к идеалам коммунизма раннего
христианства. Установление царства Божьего на Земле, полное отречение от
себя и своих близких ради служения Богу и ближнему - составили
индивидуальный жизненный пафос личной судьбы Т. В итоговом труде "Путь
жизни" Т. сформулировал основания учения о ненасилии: 1) существует
заблуждение, что одни люди могут насилием устраивать жизнь себе подобных; 2)
борьба со злом посредством насилия недопустима, поскольку люди по-разному
определяют зло; 3) насилие не является действительным средством решения
проблем; 4) государство основано на насилии; 5) насилие и "суеверие насилия"
ведет к губительным последствиям; 6) "только непротивление злу насилием
приводит человечество к замене закона насилия законом любви". Творчество Т.
оказалось не только созвучным, но и во многом предвосхитило наиболее
типичные тенденции европейской философской рефлексии и мировой ментальности
20 в. Иррационализм действий значительных масс людей, сопряженный с абсурдом
индивидуальных умонастроений так называемых лидеров; трагизм противостояния
мятущейся человеческой индивидуальности "общепринятым" (а, следовательно,
лично никому не пригодным) нормам морали; пафос прощения ближнего и лишь
таким образом обретения индивидуального личного спасения - оказались
гениальными "опережающими отражениями" идей экзистенциализма, гандизма,
неофрейдизма и др.
А.А. Грицанов
Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.
|