Толстой Алексей Николаевич |
|
1883-1945 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Алексей Николаевич Толстой
ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич [29.12. 1882 (10.1.1883), г. Николаевск, ныне г. Пугачёв Саратовской обл.,-23.2.1945, Москва], русский советский писатель, обществ, деятель, акад. АН СССР (1939). Отец Т.- граф Н. А. Толстой, мать - детская писательница А. Л. Востром, урожд. Тургенева. Детство на степном хуторе под Самарой, нравств. кодекс матери, её народолюбивые взгляды оказали воздействие на формирование личности Т. Учился в Петерб. технологич. ин-те (1901-07), участвовал в студенч. демонстрациях. В 1905 выступил со стихами; в 1907 опубл. сб. стихов "Лирика", отмеченный подражанием символистам. В сб. прозы "Сорочьи сказки" (1910) и кн. стихов "За синими реками" (1911) обратился к разработке мотивов нар. творчества. Известность Т. принесли реалистич. рассказы и повести из жизни разоряющегося поместного дворянства (цикл "Заволжье", 1909-11), а также примыкающие к ним романы "Чудаки" ("Две жизни", 1911) и "Хромой барин" (1912), высоко оценённые М. Горьким. В 1914- 1916 как воен. корр. газ. "Русские ведомости" Т. совершил ряд поездок на фронт, был в Англии и Франции, опубл. серию очерков и рассказов о войне ("На горе", 1915; "Прекрасная дама", 1916, и др.). В пьесе "Касатка" (1916), комедиях "Нечистая сила" (1916), "Мракобесы" (1917) и др. (всего за творч. жизнь Т. написал 42 пьесы) подвергнуты критике разные стороны жизни буржуазно - дворянской России. Окт. революцию 1917 Т. сначала воспринял враждебно, в 1919 эмигрировал (Франция, потом Германия), но затем порвал с эмигрантскими кругами и в 1923 вернулся в СССР. Любовь к Родине, к рус. языку выразилась в поэтич. картинах повести "Детство Никиты" (1919-20, отд. изд. 1922) - одном из наиболее гармонич. и цельных созданий Т. В творчестве 20-х и нач. 30-х гг. получила развитие критика капитализма: рассказы "Чёрная пятница" (1924), "Союз пяти" (1925), сатирич. роман "Похождения Невзорова, или Ибикус"(1924), науч.-фантастич. роман " Гиперболоид инженера Гарина" (1925-27). В романе"Чёрное золото" (1931, позднее под назв. "Эмигранты") разоблачаются попытки империалистов задушить молодую Сов. республику. Осваивая тематику сов. современности, Т. пишет науч.-фантастич. роман "Аэлита" (1922-23), рассказы "Голубые города" (1925), "Гадюка" (1928) и др. Осмысление единства судьбы личности и движения нац. истории составляет магистральную линию творчества Т., обретает новое содержание и размах в результате перехода писателя на позиции социалистич. реализма. Потерянная и возвращённая Родина - внутр. тема монументальной трилогии "Хождение по мукам" [Гос. пр. СССР, 1943; романы "Сестры" (1922, новая ред. 1925), "Восемнадцатый год" (1927-28), "Хмурое утро" (1940-41)]. Писатель передаёт бурное движение эпохи, напряжённый драматизм социальной борьбы, раскрывая зависимость внутр. эволюции героев от грандиозных событий нар. жизни. Герои трилогии - интеллигенты Даша, Катя, Телегин, Рощин - разными путями идут к приятию обновлённой, социалистич. Родины. К трилогии тематически примыкает повесть "Хлеб" (1937). Особенно значительное создание Т.- историч. роман "Пётр Первый" (Гос. пр. СССР, 1941; кн.1, 1929-30; кн. 2, 1933-34; кн. 3, неоконч., 1944-45). Если в более ранних произв. (рассказ "День Петра", 1918; пьеса "На дыбе", 1929) Т. показывал эпоху Петра I односторонне, то роман явился масштабной эпопеей о судьбах рус. нации в один из переломных моментов её развития. Впечатляющие образы Петра I и др. героев, проникнутое патриотич. гордостью изображение крепнущей мощи Рус. гос-ва, замечат. умение писателя живо воскрешать обстановку далёкой старины, язык, близкий к нар. речи, тонко передающий колорит эпохи,- всё это определяет художеств. ценность романа Т. как выдающегося произв. сов. лит-ры. К роману примыкают два варианта пьесы "Пётр I" (1934 и 1938) и одноим. киносценарий. В 1936 опубл. кн. для детей "Золотой ключик, или Приключения Буратино" (по мотивам итал. повести). В 1937 Т. побывал в респ. Испании, выступал на междунар. антифаш. конгрессах в Париже, Лондоне, Мадриде. Патриотич. тема проходит через всё творчество Т. периода Великой Отечеств. войны 1941-45, прежде всего через его страстную воен. публицистику. В "Рассказах Ивана Сударева" (1942-44) показаны замечат. качества сов. людей, проявившиеся в тяжёлых испытаниях. Драматич. дилогия "Иван Грозный" ("Орёл и орлица", 1942, и "Трудные годы", 1943; Гос. пр. СССР, 1946), посв. выявлению "дивной силы сопротивления русского народа" его врагам, страдала некоторой идеализацией царя и опричнины. Произв. Т. переведены на мн. языки народов СССР и иностр. языки. Деп. Верх. Совета СССР 1-го созыва. Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями. Публикуется по Большой советской энциклопедии. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 26. Тихоходики – Ульяново. – М., Советская энциклопедия. – 1977. – 624 с. Вернуться на главную страницу А.Н. Толстого.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |