Ткачев Петр Никитич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Ткачев Петр Никитич

1844-1885

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Петр Никитич Ткачев

Ткачев Петр Никитич 1870-е гг.

Ткачёв Петр Никитич (29.VI.1844 - 23.XII.1885 (4.I.1886)) - русский революционер, идеолог бланкистского направления в народничестве, публицист и литературный критик. Из небогатых дворян Псковской губернии. В 1861 году за участие в студенческих волнениях был исключен из Петербургского университета и на 2 месяца заключен в Кронштадтскую крепость. С 1862 года началась литературную деятельность Ткачёва. За революционную пропаганду в среде студенчества неоднократно арестовывался, в последний раз но делу С. Г. Нечаева (1869). В 1872 после отбытия тюремного заключения был выслан на родину в Великолуцкий уезд, откуда в 1873 году бежал за границу. Некоторое время сотрудничал в журнале П. Л. Лаврова «Вперед!». После разрыва с Лавровым сблизился с группой русско-польских эмигрантов, с которыми с конце 1875 года до 1881 года издавал «Набат». На страницах «Набата» Ткачёв обосновывал свою программу революционной борьбы, полемизируя с Лавровым и М. А. Бакуниным. Одновременно Ткачёв сотрудничал в русским легальном журналом «Дело», где помещал публицистические и литературно-критические статьи. За границей Ткачёв имел тесные контакты с бланкистами, сотрудничал в газете Л. О. Бланки "Ni Dieu, ni maître" («Ни бога, ни хозяина», 1880). С 1882 года Ткачёв тяжело болел. Умер в психиатрической больнице в Париже.

Воззрения Ткачёва сложились под определяющим влиянием демократической и социалистической идеологии 50-60-х годов 19 века, прежде всего Н. Г. Чернышевского. Однако в трудах Ткачёва крестьянский социализм существенно изменил свою форму: из общесоциологической модели некапиталистического пути развития он развертывается в концепцию непосредственного революционного действия, в систему принципов политической стратегии и тактики.

Отвергая концепцию «самобытности» русского экономического строя, Ткачёв констатировал, что пореформенное развитие страны медленно, но неуклонно совершается в сторону капитализма и считал, что предотвратить победу капитализма можно, лишь заменив один экономический принцип другим, буржуазный - социалистическим. В отличие от Чернышевского, в концепции Ткачёва фактор времени играл первостепенную роль. Как и все народники, Ткачёв связывал надежду на социалистическое будущее России с крестьянством, коммунистическим «по инстинкту, по традиции», проникнутым «принципами общинного владения».

Однако, в отличие от большинства народников, Ткачёв не верил в способность крестьянства провести в жизнь идею социальной революции. Вслед за П. Г. Заичневским Ткачёв развил идею политического переворота как исходного пункта социальной революции: не просвещение народа должно предшествовать революции, а революция - просвещению. Главной предпосылкой революции, по мнению Ткачёва, является объединение сознательных элементов переворота в конспиративную централистскую партию якобинского типа. Твердые и решительные действия партии против старой власти (заговор, государственный переворот) создадут условия для революционной, разрушительной работы народа; опираясь на нее, революционное меньшинство сумеет парализовать сопротивление господствующих классов. В противоположность бакунистам, Ткачёв доказывал необходимость использования государства после победы революции. Народ, по его мнению, не способен на самостоятельное революционное творчество. Осуществить идеалы социальной революции в состоянии только сознательное меньшинство, которое с помощью централизованного государства последовательно и постепенно реформирует весь строй.

Свои философские воззрения Ткачёв называл «реализмом». В него включались элементы материалистической трактовки истории. Ткачёв, в частности, считал, вслед за К. Марксом и Чернышевским, экономический фактор «рычагом» социального движения и рассматривал исторический процесс с точки зрения борьбы экономических интересов различных классов. Несмотря на это, Ткачёву не удалось полностью преодолеть идеалистическое понимание истории. Источник общественного развития Ткачёв видел в воле отдельной личностей. Выступая против провиденциальной веры в ход вещей, в абстрактную необходимость, настаивая на «обязанности действовать», Ткачёв не поднимался до осознания исторической необходимости, как реальной предпосылки, в которой заключены условия для проявления коллективной и индивидуальной воли. Поэтому отрицание «каких-либо непреложных законов» в истории часто превращалось у Ткачёва в апологетику исторической случайности. В области эстетики и литературной критики Ткачёв, развивая традицию Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, утверждал принципы реализма, высокой идейной и общественной значимости художественных произведений.

Доктрина Ткачёва имела трудную судьбу в истории русского революционного движения. Резкая полемика с господствовавшими в народничестве 70-х годов лавристами и бакунистами на долгие годы поставила Ткачёва и редактировавшийся им «Набат» в изолированное положение. Однако практика заставила революционеров, отрицавших «политическую революцию» во имя «социальной», признать необходимость политической борьбы против самодержавия (см. «Народная воля»). В генезисе «политического» направления в народничестве сыграла свою роль и программа Ткачёва.

И. К. Пантин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Сочинения:

Избранные сочинения, т. 1-6, М., 1932-37; Избранные литературно-критические статьи, М.-Л., 1928.

Литература:

Энгельс Ф., Эмигрантская литература. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18; его же, Может ли Европа разоружиться?, там же, т. 22; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 173-74; т. 13, с. 31-32; т. 19, с. 139-40 (т. 5, с. 477; т. 10, с. 319; т. 16, с. 76); Плеханов Г. В., Социализм и политическая борьба, Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956; его же, Наши разногласия, там же; Козьмин Б. П., П. Н. Ткачев и революц. движение 1860-х гг., М., 1922; его же, Рус. секция I Интернационала, М., 1957; его же, Из истории революц. мысли в России, Избр. труды, М., 1961; Реуэль А. Л., Рус. экономич. мысль 60-70-х гг. XIX в. и марксизм, М., 1956; его же, Социально-экономич. воззрения Ткачева, "Науч. зап. Моск. финанс. ин-та", 1957, в. 8; Левин Ш. М., Обществ. движение в России в 60-70-е гг. XIX в., М., 1958.


Вернуться на главную страницу Ткачева

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС