Тихонов Николай Семенович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Тихонов Николай Семенович

1896-1976

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Николай Семенович Тихонов

Тихонов Николай Семенович (1896 - 1976), поэт.

Родился 22 октября (4 ноября н.с.) в Петербурге в семье цирюльника. Рос среди детей ремесленников, учился в городской школе, затем - в Торговой школе, где преподавали коммерческие науки, товароведение, стенографию. Продолжать образование не мог - надо было помогать семье, жившей очень бедно. Поступил писцом в Главное морское хозяйственное управление. Стихи начал писать рано.

С началом первой мировой войны уходит добровольцем на фронт, служит в гусарском полку (позже напишет об этом в стихах "Жизнь под звездами", в книге "Военные кони"). В год Октябрьской революции ему было 20 лет, и под впечатлением событий Октября пишет целую книгу стихов.

В 1918 добровольцем вступил в Красную Армию. В этом же году впервые публикует свои стихи. После демобилизации принимает твердое решение заняться литературной деятельностью. В 1920-е стал участником литературной группы "Серапионовы братья", опубликовал поэму "Сами". Первые сборники стихов - "Орда" и "Брага" - вышли в 1922.

Много ездил по стране, особенно любил Кавказ, изучал народы Кавказа, их жизнь, быт, историю, стал заниматься переводами грузинских, армянских, дагестанских поэтов. В 1935 впервые увидел Европу, побывав с советской делегацией на Конгрессе в защиту мира в Париже.

Во время Отечественной войны работал в Политуправлении Ленинградского фронта, где пригодился его военный опыт. Писал очерки и рассказы, статьи и листовки, стихи и обращения. Стихи этого периода вошли в книгу "Огненный год" (1942).

С 1949 был председателем Советского комитета защиты мира, с 1950 - членом Всемирного Совета мира. Побывал во многих странах Европы, в Китае.

Поэтическое творчество наиболее полно представлено в сборниках: "Двенадцать баллад" (1925); "Тень друга" (1935); "Два потока" (1951) и другие. Выступал и как прозаик - с очерками, рассказами, повестями: "Кочевники" (1931); "Белое чудо" (1956); "Шесть колонн" (1968) и др. Статьи и воспоминания собраны в книгах: "Двойная радуга. Рассказы-воспоминания" (1964) и "Писатель и эпоха" (1972).

В 1973 - 76 вышло Собрание сочинений Тихонова в семи томах. Умер Н.Тихонов в 1976 в Москве.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Н. Тихонов, С. Щипачев, А. Толстой, А. Твардовский, М. Исаковский, А. Сурков.
Москва. 1944 год. Фото с сайта http://babs71.livejournal.com/

Администратор

Тихонов Николай Семенович (22.11.1896. Петербург - 8.2.1979), поэт, администратор. Герой Социалистического Труда (1966), трижды лауреат Сталинской премии (1942, 1949, 1952). Сын ремесленника. В 1915 призван в армию. В 1918 вступил в Красную армию, в 1922 демобилизован. В молодости был последователем Гумилева, но затем перешел на позиции конформизма. сделал блестящую карьеру при И.В. Сталине. Привлек к себе внимание в 1920, выпустив низкопоклонскую поэму "Сами" о В.И. Ленине. Специализировался на стихах о героике революции и Гражданской войны - сборники "Орда" и "Брага" (1922). Стал широко известен после "Баллады о синем пакете" (1922) и "Баллады о гвоздях" (1919-22). Был автором ставшей крылатой фразы: "Гвозди бы делать из этих людей: крепче бы не было в мире гвоздей". Во время советско-финской войны военный корреспондент. После начала Великой Отечественной войны в 1941 написал поэму "Киров с нами" (1941) о защитниках Ленинграда. В июне 1941 находился в действующей армии, всю блокаду провел в Ленинграде и на Ленинградском фронте начальником оперативной группы писателей при политуправлении Ленинградского фронта. Написал большое количество патриотических стихов и статей, в ноябре 1942 - январе 1944 его очерки еженедельно публиковались в "Красной Звезде". В январе 1944 отозван с фронта и поставлен во главе Союза писателей СССР (в 1946 заменен А.А. Фадеевым). С 1946 депутат Верховного Совета СССР. С 1949 пред. Советского комитета зашиты миры. В 1957 получил Международную Ленинскую премию "За укрепление мира между народами", а в 1970 - Ленинскую премию.

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000.

Советский Лермонтов

Тихонов Николай Семенович (1896—1979), русский советский писатель. М. Горький в письме к Тихонову от 25 января 1925 года отметил, что единственный поэт, о котором вспоминаешь, читая стихи Тихонова, это Лермонтов и что Тихонов отдаленно напоминает его «здоровой приятной грубостью стиха» (Архив М. Горького). Сходные мысли высказывал А. Н. Толстой (Полное собрание соч., т. 14, М., 1950, с. 345). Тихонов развивает традиции Лермонтова в разработке ориентальной темы (рассказ «Я люблю горы», 1956; очерки «Клятва в тумане», 1932; «Симон-Большевик», 1933; «Цхнетские вечера», 1957; цикл «Стихи о Кахетии», 1935). Произведения Тихонова насыщены реминисценциями из Лермонтова (стих. «Равновесие», «Листопад», «Кувшин», «Майское утро», «Умирающий бамбук» и др.; ритмы, обороты речи Лермонтова — в поэмах «Киров с нами», «Слово о 28 гвардейцах»). Критика отмечала прямое воздействие «Мцыри» на «Сами»; «Мцыри» упоминается в поэме «Дорога» (1924). Эпиграф из Лермонтова предваряет цикл «Горы» (1938—1940). В рассказе «Кавалькада» (1941—1972) Терентьев — знаток кавказской жизни, скромный и добрый русский человек, сродни Максиму Максимычу.

Лермонтову посвящены многие статьи Тихонова. «Тайна» стиха Лермонтова, по его мнению, в сочетании «лихорадочного огня» с энергией «исступленного холода», глубокий смысл его поэзии — в жаркой любви к родине, овеянной той «горькой поэзией», которую «бедный век выжимает из сердца ее первых проповедников» («Заметки писателя»). В статье «Лермонтов» Тихонов пишет о неповторимом соединении в Лермонтове гения действия с гением изобразительности, отмечает особую лермонтовскую «силу господства над природой вещей» неисчерпаемую глубину творческой мысли поэта. Определяющим пафосом жизни и творчества Лермонтова советский поэт называет «демонический протест против всякого насилия над человеком, над мыслью, над чувством».

А. С. Морщихина, В. А. Шошин.

Цитируется по изд.: Лермонтовская энциклопедия М., 1981, с. 575-576.

Сочинения: Собр. соч., т. 1—7, М., 1973—76; Заметки писателя, «ЛГ», 1939, 15 окт.; Л. (Заметки писателя), «Знамя», 1964, № 101 Поэзия действия, «Правда», 1964, 15 окт.

Литература: Соловьев Б. И., Николай Тихонов, М., 1958, с. 103—04, 137—38; Шошин В., Николай Тихонов, М.—Л., 1960, с. 117—20; Шошин В., Гордый мир, М.— Л., 1966, с. 112—113; Гринберг И., Творчество Н. Тихонова, М., 1972, с. 189—90; Голованова Т. П., Грани «великого учительства», в кн.: Творчество Н. Тихонова, Л., 1973.

Поэт XX века

Тихонов Николай Семёнович [22.11(4.12).1896, Петербург — 8.2.1979, Москва] — поэт, прозаик, публицист, переводчик.

Родился в семье ремесленника в «литературном» доме на Морской улице — здесь бывали А.С.Пушкин и Т.Г.Шевченко, позднее жил А.И.Герцен. В автобиографии вспоминает: «Среда, в которой я провел раннее детство и юность, не могла способствовать развитию любви к искусству или литературе... Заработка едва хватало на содержание семьи; жили в тесных, маленьких, темных квартирах, с керосиновым освещением, с трудом, по грошам, собирая средства, чтобы дать детям хоть среднее образование. Семи лет я сам выучился читать и писать. Сначала ходил в городскую школу на Почтамтской улице, потом поступил в Торговую школу на Фонтанке. Главными моими друзьями были книги... Я любил географию и историю. Эта страсть осталась у меня на всю жизнь. Я сам начал писать книги, где действие переносилось из страны в страну. В этих сочинениях я освобождал малайцев из-под ига голландцев, индусов — от англичан, китайцев — от чужеземцев» (Стихотворения и поэмы... С.47). Работал в Военно-морском хозяйственном управлении в здании Адмиралтейства. Первое стихотворение написал в 14 лет — «На смерть Льва Толстого», затем написал «Индию» и другие стихи. Ушел добровольцем на фронт Первой мировой войны, в составе гусарского полка участвовал в боях в Прибалтике, был контужен. Мрачный колорит пронизывает стихи походной тетради «Жизнь под звездами»: «Словно хлора облако взлохмаченно, / Повисает на кустах туман»; «Тяжко ехать лесом тем, пропитанным / Йодистым дыханием тоски».

Первые публикации появились в 1918 в журнале «Нива»: стихи, рассказ «Чудо» и повесть «Старатели». Изданные в 1922 первые книги стихов Тихонова «Орда» и «Брага», отразившие эпоху мировой и Гражданской войн, Февральской и Октябрьской революций, принесли автору широкую известность. Отмечая «смелую самостоятельность» молодого таланта, критика увидела в нем «одного из крупнейших поэтов послереволюционной России» (Печать и революция. 1925. №7. С.267). Поэзия молодого романтика воспевала радость жизни, мужество духа, волнение победы, красоту любви, изображала людей такими, какими они могут быть, когда у них хватает смелости быть настоящими людьми. Характерно признание одного из современников: «Стихи Н.С.Тихонова покорили меня сразу своей набатной мощью и искренностью. Потрясло впервые услышанное авторское выступление. Другие — "читали" стихи. Тихонов был вулканом, извергавшим живые, неостывшие глубины поэтической мысли...» (Дилакторская Н. Ураган бодрости // Творчество Николая Тихонова. С.411). Знаменитыми стали первые строки «Орды»: «Праздничный, веселый, бесноватый, / С марсианской жаждою творить, / Вижу я, что небо небогато, / Но про землю стоит говорить».

Значительным вкладом в поэзию явились включенные в «Брагу» баллады («Баллада о пакете», «Баллада о гвоздях», «Перекоп» и др.). В них воссозданы ситуации мировой и Гражданской войн: «Катятся звезды, к алмазу алмаз, / В кипарисовых рощах ветер затих, / Винтовка, подсумок, противогаз — / И хлеба — фунт на троих». Традиционный для романтиков разлад с миром сменяется здесь стремлением к единению с ним, при этом герой и поэт социально активны, граждански действенны, сила воли героя неподвластна любым препятствиям («Баллада о синем пакете»), она неподвластна даже смерти («Песня об отпускном солдате»).

В отличие от героев прежнего романтического искусства герои баллад Тихонова не являются личностями только исключительными: выделяясь из окружающей среды, они одновременно слиты с массами, выражают их мечты и чаяния, борясь за них и вместе с ними. Обращается Тихонов и к жанру поэмы — широкую известность приобрела его поэма «Сами», посвященная Индии. В ней нарисован романтический — в восприятии индийского мальчика — образ В.И.Ленина: «Он дает голодным корочку хлеба, / Даже волка может сделать человеком...» Успешно продолжается работа над прозой — за рассказ «Сила», посвященный приключениям русского моряка в Китае, молодой автор получает премию на конкурсе в Петрограде. Его принимают в литературную группу «Серапионовы братья», о которой позже он отзывался так: «Это было общее стремление, общий коллектив, ощущение плеча к плечу и радость по поводу новых книг» (Вопросы литературы. 1980. №6. С.134).

Неутомимый странник, которого К.Федин назвал «советским Пржевальским», Тихонов уже в 1920-е побывал во многих краях своей великой страны. В 1923 едет в Новороссийск, пишет первые свои стихи о Кавказе — цикл «Юг». Маршрут лета 1924 — Военно-Грузинская дорога, Тбилиси и его окрестности, Армения. Пишет поэмы «Красные на Араксе» и «Дорога». Здесь находим раздумья о трудной и ответственной службе пограничников, о путях строительства новой жизни на древних просторах. Поэмы реалистичны, но и романтичны вместе с тем; на строительство Земо-Авчальской ГЭС близ Тбилиси, увлеченный его пафосом, «приходит» в поэме «Дорога» лермонтовский Мцыри: «Я выпал из басни, / Чтоб здесь повториться». Поиски подлинного героя современности продолжены в книге стихов, так и названной — «Поиски героя» (1927). Автор внимательно всматривается в лица встречных: «Каждый из них вопил: "Я герой!" / Как я им мог поверить?» В цикле стихотворений 1928-30, названном «Люди работ», Тихонов воспевает рядовых свершителей трудового подвига — агронома, рабочего, летчика, журналиста, развивая в обстановке мирных будней романтические традиции «Браги». Современности посвящена и книга прозы «Рискованный человек» (1927).

В 1926 Тихонов направляется в Узбекистан и Туркмению, странствует пешком в Каракумах и горах Копетдага, посещает Азербайджан. В 1930 он снова в Туркмении в составе бригады писателей (Л.Леонов, В.Луговской и др.). В цикле «Юрга» автор передает пафос социальных преобразований в Средней Азии: «Там врезаются люди простые, как пилы, / В те дела, что совсем не просты...», «...тракторная база / Свергает власть оскаленных пустынь». Поэт увлечен красотой и перспективами ставшей ему близкой южной республики: «Лучше рощ, гибче вод, / Драгоценней пород / Ты в Туркмении, верь, не найдешь». Еще более детальные и широкие картины современности — в книге очерков Тихонова о Туркмении «Кочевники» (1930). Очерки «Кочевники» характеризуют глубокое отношение к жизни и жизненным проблемам героев, автор, по его словам, так старался вжиться в быт, как будто сам был туркменом. Книга «Кочевники» была расценена критикой как «одна из ярких книг года», «прекрасная по колориту и современная по содержанию», «во многом превосходная». В ходе туркменской поездки Тихонов — и это характерно для него — не ограничивался собственно лит. творчеством, он, например, включился в острую дискуссию, аргументированно возражал против перенесения туркменской столицы из Ашхабада в Чарджоу.

Глубокое психологическое проникновение в инонациональную среду продолжилось и на грузинском материале в «Стихах о Кахетии» (1935). Поэт Сандро Шаншиашвили, у которого Тихонов гостил в Кахетии, подтверждает: «Николай Тихонов исходил всю Грузию — с востока на запад. Он знает наш край не хуже любого грузина» (Творчество Николая Тихонова. С.405). Широко разлетелись и стали знаменитыми строки из «Стихов о Кахетии»: «Я прошел над Алазанью, / Над волшебною водой, / Поседелый, как сказанье, / И, как песня, молодой». Тихонов осваивает не только жизнь, но и литературу братской республики, работает над переводами стихов современных грузинских поэтов Г.Табидзе, С.Шаншиашвили, Т.Табидзе, И.Абашидзе, Г.Леонидзе, С.Чиковани, Г.Абашидзе, П.Яшвили и др. Грузинские переводы Тихонова получили высокую оценку, критики отмечали, анализируя работу различных русских переводчиков, что именно Тихонову удалось передать наилучшим образом «всю человеческую теплоту» грузинского быта. Тема Грузии и шире — Кавказа была продолжена в циклах «Чудесная тревога» (1937-40) и «Горы» (1938-40). Тихонов переводил также стихи поэтов Украины, Таджикистана, Болгарии, Швеции и др.

Повесть «Война» (1931) — о событиях Первой мировой войны.

Побывав в 1935 в странах Западной Европы, поэт предгрозовое напряжение передал в книге стихов «Тень друга» (1936): «Такой в ту ночь была Помпея, / Пред тем как утром пеплом лечь». В парижском саду поэт увидел, как дети мирно играли в ящике с песком, но «на спинах пикейных и нежных / Тень винтовок лежала крестом»; этот образ вырастает в трагическое обобщение, в предчувствие поражения Франции в надвигающейся войне: «Кто ты, роющий могилу, / Европейский человек?» И все же общий колорит книги не пессимистичен: в «повести, дымящейся всей черной правдой», автор сумел показать политический и нравственный потенциал народов Европы. Знаменателен образ революционера, ушедшего в гитлеровской Германии в подполье, но продолжающего борьбу.

Гитлеровской угрозе уверенно противостоит СССР, Тихонов пишет: «Я люблю свою советскую Родину за то, что она дала мне чувство необъятной семьи, гигантского родного дома...» (Тихонов Н. Избранные произведения. М., 1955. Т.1. С.10). Активизируется литературная-общественная работа Тихонова. На I съезде советских писателей в 1934 он выступает с докладом о современной поэзии, руководит Ленинградской писательской организацией. Многочисленны и содержательны статьи Тихонова по вопросам литературы.

В 1935 он выступает на Международном конгрессе в защиту культуры в Париже. Заступается за Н.Заболоцкого и другим по ложным наветам репрессированных писателей: «Н.Тихонов, С.Маршак, И.Эренбург, М.Зощенко... не отшатнулись от своих коллег, попавших в беду. В ту пору, когда одно только знакомство с "врагом народа могло стать причиной ареста, они ставили свои подписи под ходатайством о пересмотре приговора. Честность, порядочность, верность человеческому долгу не изменили им» (Распятые: Писатели — жертвы политических репрессий. СПб., 1993. Вып.1. С.16). На самого Тихонова было сфабриковано политическое дело с ложным обвинением в связях с зарубежными троцкистами, в организации контрреволюционной группы писателей в Ленинграде, но началась советско-финляндская война — и Тихонов ушел на фронт.

С первых дней Великой Отечественной войны Тихонов, находясь в Ленинграде, выполнял задания Радиокомитета, Совинформбюро, публиковал стихи, статьи, очерки в «Ленинградской правде», в газете народного ополчения «На защиту Ленинграда», в окружной военной газете «На страже Родины», ставшей затем газетой Ленинградского фронта, в центральных и дивизионных газет.

Он стремился найти свой материал в самом пекле боев, был среди бойцов 70-й стрелковой дивизии во время боев под Новгородом летом 1941, однажды под огнем врага добрался к танкистам, совершившим подвиг, и написал очерк о них. Под руководством Тихонова работала многочисленная группа писателей при политуправлении Ленинградского фронта.

Выдающимся произведением советской литературы явилась поэма Тихонова «Киров с нами» (1941) с ее чеканным рефреном: «В железных ночах Ленинграда / По городу Киров идет». Романтический образ Кирова, проходящего по ночному Ленинграду, не казался читателям условным, ибо сама действительность была в ту пору героической. Тихонов создал первое крупное произведение советской поэзии военного времени в драматических условиях блокады Ленинграда. «Сила этой поэмы, прекрасной самой по себе,— свидетельствовал А.Фадеев,— удваивалась оттого, что она была написана Николаем Тихоновым той жестокой зимой, в промерзшей квартире, при свете коптилки...» (Литература и искусство. 1942. 5 дек. С.3). «Вдохновение этой прекрасной поэмы сурово и возвышенно,— писал А.Толстой.— Полчища варваров должны отпрянуть, как ночные тени, при звуке железных шагов Кирова по ленинградским гранитам...» (Правда. 1942. 21 апр. С.3). «Правда» напечатала поэму «Киров с нами» 1 дек. 1941, накануне нашего наступления под Москвой, как призыв ко всем бойцам учиться мужеству и стойкости у ленинградцев. Тихонов только в газете «На страже Родины» подготовил более 110 материалов, лишь за первый год блокады написал помимо поэтических произведений 6 брошюр, свыше 100 очерков, рассказов, статей. Популярными стали блокадные очерки Тихонова «Ленинградский год» и «Ленинградские рассказы». Свойственный автору исторический оптимизм помог запечатлеть целый ряд героических характеров и поступков, романтичность тихоновской прозы имела свой облик, свой почерк, статьи Тихонова были чрезвычайно популярны и на фронте, и в тылу. Номер «Известий» со статьей Тихонова «Будущее» попал в оккупированную Белоруссию — партизаны выпустили статью отдельной брошюрой. Красноармеец-осетин Коцоев, посылая домой письмо с Ленинградского фронта, вложил в конверт статью Тихонова «Слава Кавказа» в своем переводе на родной язык. Сотрудники газеты «Боевые резервы» обращались к Тихонову с просьбой написать напутственное письмо воинам, уходящим на фронт. А поэт с передовой возвращался на передовую — его квартиру называли дотом на линии фронта.

В 1942 была написана поэма «Слово о 28 гвардейцах», посвященная подвигу гвардейцев под Москвой в 1941.

В 1944 в связи с назначением на пост председателя правления СП СССР Тихонов переехал в Москву.

В 1946, когда после опубликования постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград» А.Ахматова и М.Зощенко были исключены из СП, Тихонов был снят с поста председателя правления. Но московская квартира Тихонов оставалась гостеприимной и сердечной. «Я твердо уверена,— писала Е.Книпович,— в том, что, если бы поставить палатку в самом глухом углу самой большой и безлюдной пустыни и поселить там Тихоновых — Николая Семёновича и Марию Константиновну, в первый же вечер "на огонек" сошлись бы люди. Откуда? Не знаю» (Воспоминания о Н.Тихонове. С.382). Знающие отзывчивость Тихонов друзья рекомендовали писателя на пост председателя Советского комитета защиты мира, и он был избран на этот пост в 1950. Эта работа была чрезвычайно созвучна творческим устремлениям писателя-интернационалиста. В 1944 Тихонов посетил Болгарию, в 1947 — Югославию, его «Болгарские записи» и «Стихи о Югославии» приветствовали освобождение дружественных славянских народов: «Что я скажу? Что я отвечу / Тебе, Далмация, одной? / Подходит жизни теплый вечер. /Ив этот вечер — ты со мной!» Интернациональная тема находит дальнейшее развитие в книгах стихов «Грузинская весна» (1948), «Два потока» (1951), здесь автор знакомит нас с жизнью и людьми Афганистана и Пакистана.

В 1951 опубликован также цикл стихов «На Втором Всемирном конгрессе мира»; реальные факты интерпретируются автором в образах символического звучания: девочка, поставленная на стол президиума конгресса среди цветов, воспринимается поэтом как образ будущего планеты, которое просит защитить его. Тема борьбы за мир получает развитие в поэме «Мыс Донд-ра» (1959), «Стихах о Китае» (1959) и др.

В 1957 Тихонов публикует поэму «Серго в горах», посвященную революционной борьбе на Северном Кавказе. Книга воспоминаний-новелл «Двойная радуга» (1964) и книга прозы «Шесть колонн» (1970) развертывают картины жизни народов Грузии и Армении, Туркмении и Узбекистана, Индии и Индонезии, Сирии и Бирмы. Стихи 1960-х составили книгу «Времена и дороги» (1970), вобравшую в себя раздумья поэта о современности. Москва, Ленинград, Варшава, Грузия, Армения, Болгария, Индия, Шри-Ланка, Ташкент, Неман — нескончаемо обилие перекликающихся в книге стран, республик, городов, гор, рек, поистине весь мир открыт взору поэта.

В 1974 выходит книга Тихонов «Писатель и эпоха. Выступления, литературные записи, очерки» — отчет за много лет. «Азербайджанская тетрадь» (1977) в образном плане воплотила давнюю привязанность автора к этой республике. Однотомники избранных произведений Тихонова выходят в 1978 в Тбилиси, в 1979 — в Москве. В последние годы 80-летний поэт создает цикл проникновенной лирики — «Песни каждого дня».

К 1976 162 книги Тихонов издавались почти 400 раз на 50 языках. Тихонов был удостоен многих наград и премий, в т.ч. индийской премии Дж.Неру.

В.А.Шошин

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 496-500.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

СС: в 7т. М., 1985-86;

СС: в 6 т. М., 1958-59;

Избранные произведения: в 2 т. М., 1967;

Избранное: в 2 т. Тбилиси, 1978;

Двойная радуга. М., 1964;

Времена и дороги. М., 1970;

С марсианской жаждою творить: Статьи, выступления, очерки. М., 1979;

Стихотворения и поэмы. Л., 1981. (Б-ка поэта. Б. серия);

На просторах жизни: Литературно-критические статьи. Очерки. М., 1982;

Песни каждого дня: стихи. М., 1982;

Стихи, поэмы о Кавказе. Орджоникидзе, 1983;

Ленинградские рассказы. Л., 1984;

Октябрьские рассказы. М., 1987;

Листопад. Рига, 1988;

Рассказы. М., 1991;

Перекресток утопий: Стихотворения. Эссе. 1913-29. М., 2002.

Литература:

Коварский Н. Н.С.Тихонов: Критический очерк. Л., 1935;

Соловьев В. Николай Тихонов: Очерк творчества. М., 1958;

Турков А. Николай Тихонов. М., 1960;

Любарева Е. Советская романтическая поэзия: Тихонов, Светлов, Багрицкий. М., 1969;

Котов М. Всегда в походе. М., 1971;

Гринберг И. Творчество Николая Тихонова. М., 1972;

Творчество Николая Тихонова: Исследования и сообщения. Встречи с Тихоновым. Библиография. Л., 1973;

Беляева С. Поэт-интернационалист Николай Тихонов. Киев, 1976;

Николай Семенович Тихонов: библ. указатель. Л., 1975;

Нечаева И. Певец интернационализма и дружбы народов. Душанбе, 1976;

Шошин В. Поэт романтического подвига: Очерк творчества Н.С.Тихонова. Л., 1978;

Хренков Дм. Николай Тихонов в Ленинграде. Л., 1984;

Гасанов К. Азербайджан в творчестве Н.С.Тихонова. Баку, 1984;

Воспоминания о Н.Тихонове. М., 1986;

Полякова Н. Щедрый талант // Нева. 1986. №3;

Шошин В. Николай Тихонов: на англ. яз. М., 1988;

Шошин В. Николай Гумилев и Николай Тихонов // Николай Гумилев: Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1994. С.201-235;

Письма к В.М.Саянову // Литературный архив: Материалы по истории русской литературы и общественной мысли. СПб., 1994. с.346-360;

Багдасарян Р. Николай Тихонов и Армения.Ереван, 1995;

Точеный О. Николай Семёнович Тихонов // Специалист. 1996. №10;

Из выступлений на конференции, посвященной «Серапионовым братьям» // Русская литература. 1997. №4;

«Серапионовы братья» в собраниях Пушкинского Дома: Материалы. Исследования. Публикации. СПб., 1998;

Аннинский Л. Душа в сугробах // Литературная Россия. 2002. №52.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС