Тихон, Белавин
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Тихон, Белавин

1865-1925

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Тихон (Белавин)

Тихон (Беллавин) - икона.

Тихон (в миру Беллавин Василий Иванович), исп., патриарх Московский и всея России (19.01.1865—25.03[7.04]. 1925), почетный председатель Ярославского отдела Союза русского народа (СРН).

Родился в Торопецком у. Псковской губ., в семье священника Воскресенской церкви погоста Клин. Наречен при крещении в честь св.Василия Великого. В 1869 отца перевели в Преображенский храм г.Торопца. Закончил Торопецкое ДУ (1878), Псковскую ДС (1884) с отличием и С.-Петербургскую ДА (1888) со степенью кандидата богословия (кандидатское сочинение на тему «Quesnel и его отношение к янсенизму»). По окончании Академии преподаватель основного, догматического и нравственного богословия и французского языка в Псковской ДС. 14 дек. 1891 пострижен в монашество с именем Тихон в честь свт. Тихона Задонского. 22 декабря рукоположен во иеромонаха. 17 марта 1892 назначен инспектором, а 15 июля ректором Холмской ДС с возведением в сан архимандрита. В Холме состоял председателем Епархиального Училищного Совета, председателем Православного братства и цензором изданий.

19 окт. 1897 хиротонисан во еп. Люблинского, вик. Холмско-Варшавской епархии. 14 сент. 1898 назначен на самостоятельную кафедру — еп. Алеутским и Аляскинским (с 7 февр. 1900 еп. Североамериканский и Аляскинский). 5 мая 1905 возведен в сан архиепископа. Время его служения в Америке было ознаменовано расцветом в жизни местной Православной Церкви: учреждена ДС в Миннеаполисе (исчезла необходимость присылать священников из России); основан Свято-Тихоновский монастырь возле г. Скрантона (штат Пенсильвания) со школой-приютом при нем; епископская кафедра была перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк; в Майфильде был созван первый Православный Собор Северо-Американской Церкви, объединивший переселенцев из России, Галиции, Венгрии, Буковины и др. мест. В правление свт. Тихона Церковь в Америке пребывала в мире, согласии и любви, не зная раздоров из-за юрисдикционной принадлежности. За 8 лет его управления епархией число приходов увеличилось с 15 до 75, тысячи униатов обратились в Православие.

25 янв. 1907 переведен на Ярославскую кафедру. С этого времени принимал активное участие в право-монархическом движении. Дал согласие на избрание себя почетным председателем Ярославского отдела СРН, ставшего одним из самых крупных и влиятельных отделов Союза. У владыки установились близкие отношения с руководителем отдела СРН глазным врачом И. Н. Кацауровым и его женой М. Д. Кацауровой, которая была секретарем отдела. За время его управления епархией в Ярославле прошли три монархических совещания, на одном из которых были приняты важные решения для всего монархического движения (см.: 3-е частное Совещание отделов Союза Русского Народа в Ярославле 8—10 марта 1909). Свт. Тихон пытался помочь монархистам преодолевать появившуюся рознь. Прислал приветствие и благословение в адрес Съезда Русских Людей в Москве 27 сент. — 4 окт. 1909. Позднее при открытии Совещания монархистов 21—23 ноября 1915 в Петрограде служил молебен о здравии Государя Императора и о ниспослании победы доблестному русскому воинству соборне с митр. Петроградским и Ладожским Владимиром (Богоявленским) и митр. Московским и Коломенским Макарием (Парвицким-Невским),

22 дек. 1913 назначен архиеп. Виленским и Литовским. Проводы свт. Тихона в Ярославле были необычайно трогательны, ярославцы искренне его любили, городская дума избрала его почетным гражданином Ярославля. С началом 1-й Мировой войны ему пришлось покинуть пограничную Вильну, вывезши лишь святые мощи и часть церковной утвари. Он поселился в городе Дисне, но бывал на передовых позициях, под неприятельским обстрелом. В это время архиеп. Тихон был вызван для присутствия в Св. Синоде, поэтому часто бывал в Петрограде.

После революции обер-прокурором В. Н. Львовым был освобожден от присутствия в Св. Синоде. 7 июля 1917 возглавил Московскую кафедру (избран на съезде духовенства и мирян Московской епархии 19 июня), с 13 авг. митр. Московский и Коломенский. 15 авг. 1917 в Москве открылся Священный Собор Российской Православной Церкви, председателем которого был избран митр. Тихон. 5 ноября 1917 избран Патриархом Московским и всея России, посредством жребия, вытянутого слепым старцем Алексием Зосимовским, из трех кандидатов, которых путем голосования определил Собор (митр. Харьковский Антоний (Храповицкий), митр. Новгородский Арсений (Стадницкий) и митр. Московский Тихон). Интронизация проходила в Успенском соборе 21 ноября 1917 в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы при огромном стечении народа.

Патриарх мужественно анафематствовал творивших кровавые злодеяния большевиков. В своем Послании от 19 янв. 1918 он писал: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы <...> Это поистине дело сатанинское, за которое подлежите огню геенскому в жизни будущей, загробной, и страшному проклятию потомства в жизни настоящей, земной. Властью, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские <...> Заклинаем всех верных чад Православной Церкви Христовой не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение». Однако он отказался благословить белое движение, ибо гражданская война только усугубляла рознь в народе. Вместо того свт. Тихон для поддержания в народе религиозного чувства благословлял крестные ходы, в которых неизменно сам участвовал. Когда он получил горькую весть об убийстве Царской Семьи, тотчас на заседании Собора отслужил панихиду, а затем служил заупокойную литургию, за которой сказал грозную обличительную речь. В ноябре 1918 Патриарх был подвергнут домашнему аресту, а в его квартире был произведен обыск, 6 янв. 1919 (под Рождество Христово) он был освобожден из-под стражи. В 1920 подвергался неоднократным домашним арестам. 6 мая 1922 арестован за «сопротивление изъятию церковных ценностей», заключен под домашний арест на Троицком подворье, затем переведен в Донской монастырь. До июня 1924 томился во внутренней тюрьме ОГПУ, 21 марта 1924 следственное дело в отношении Патриарха Тихона было прекращено.

Истощенный, измученный и больной 12 янв. 1925 он попал в лечебницу Бакуниных на Остоженке. Рассказывают, что перед смертью Патриарх спросил: «Который час?», ему ответили: «Без четверти двенадцать». «Ну, слава Богу», — сказал Святейший, точно он только этого часа и ждал, и стал креститься: «Слава Тебе, Господи»... Погребен в Донском монастыре. На погребении присутствовало 59 епископов. Проститься со Святейшим пришло около одного миллиона чел. Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 9 окт. 1989.

А. Степанов

Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.


Вернуться на главную страницу Тихона

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС