Тейяр де Шарден Пьер
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Тейяр де Шарден Пьер

1881–1955

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Пьер Тейяр де Шарден

Тейяр де Шарден Пьер (1881 — 1955) — французский ученый-палеонтолог, философ и теолог, один из первооткрывателей синантропа. Философская концепция Тейяра — «христианский эволюционизм» — является разновидностью идеалистического пантеизма. Бог у Тейяра — «Христос эволюции» — представлен в каждой частице «ткани универсума» в виде особой духовной энергии, которая является движущей и направляющей силой эволюции. Развитие вселенной («космогенез» — «христогенез») Тейяр изображает как ряд этапов эволюции духа, осуществляющейся посредством усложнения материи. В его концепции развития содержатся значительные элементы диалектики (скачкообразность, противоречивость и т. п.). Важное место в процессе совершенствования мира, которое с возникновением человека (как вершины стрелы эволюции, направленной в будущее), согласно Тейяру, осуществляется через сознание и деятельность самих людей, принадлежит науке. Неправомерно трактуя науку как разновидность религиозного отношения к действительности, Тейяр надеется устранить противоположность между верой и знанием. Значительное место в трудах Тейяра занимают вопросы модернизации христианства. Идеи Тейяра получили на Западе широкое распространение (так называемый «тейярдизм»). Из-за противоречивости самой концепции Тейяра его идеи используют представители различных общественных групп, занимающих иногда противоположные политические позиции. Религиозно-идеалистические предпосылки искажают реальную картину развития действительности в концепции Тейяра, но все же она содержит элементы оптимизма и гуманизма. Этим тейярдизм отличается от ряда других течений современной немарксистской философии. Основные сочинения: «Божественная среда» (1927), «Феномен человека» (опубликовано посмертно, 1956).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 450.


Вернуться на главную страницу Пьера Тейяра де Шардена

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС