Тассо Торквато |
|
1544—1595 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Торквато Тассо
Памятник Тассо в Соренто. Тассо Торквато (1544/1595) — итальянский поэт, мыслитель, автор знаменитого сочинения «Освобожденный Иерусалим», в котором Тассо пытался объединить классический эпос и средневековый рыцарский роман. В лице Тассо многие из авторов XIX века видели прообраз романтического героя. Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 293.
Торквато Тассо. Феодальная реакция, наступившая в XVI веке, послужила почвой для контрреформации. Всё то новое, прогрессивное и жизнерадостное, что было создано Италией в пору её подъёма и составляло культуру Возрождения, продолжало, конечно, существовать, но принуждено было защищаться в борьбе с реакцией. Начались преследования за всякое проявление свободной мысли. Одной из жертв духовной реакции XVI века был гениальный итальянский поэт Торквато Тассо (1544—1595). Ею судьба окутана легендой, которая не раз служила темой для позднейшей литературы. Достаточно вспомнить трагедию Гёте «Торквато Тассо». Согласно этой легенде, поэт был влюблён в одну из принцесс феррарского герцогского рода и за эту дерзость его по приказу герцога заточили в сумасшедший дом. Если история несчастной любви не соответствует истине, то остаётся фактом, что необходимость искать покровительства при дворе поставила великого поэта в унизительные условия и способствовала развитию у него душевной болезни. По причине этой болезни или, скорее, в наказание за гордость Торквато Тассо был действительно посажен на цепь и с трудом получил свободу. Последние 20 лет жизни поэт провёл в жестокой борьбе с недугом, хотя все эти годы он продолжал свой творческий труд, проникнутый стремлением к классической гармонии. Это стремление боролось в его уме с другой тенденцией, навеянной идеями воинствующего католицизма. Ещё в молодые годы у Тассо созрел план написать великую национальную эпопею, которая могла бы спорить с поэмой Ариосто. Военные успехи турок, грезивших даже Италии, подсказали ему героический сюжет — борьбу христианских народов против мусульман в эпоху крестовых походов. Так возникла идея «Освобождённого Иерусалима» Торквато Тассо. Однако сама тема этого величественного произведения заключала в себе противоречие. Она была патриотической и современной, но в то же время средневековой и христианской. В поэтическом изложении сюжета Тассо, как и его великий предшественник Лодовико Ариосто, создаёт замечательные картины, полные красоты и чувственной привлекательности. Сцены битв, сменяющиеся любовными эпизодами, обаятельные женские образы, картины природы — всё это проникнуто богатой фантазией Возрождения. Но в отличие от Ариосто автор «Освобождённого Иерусалима» боится земной и чувственной красоты. С годами в нём всё более побеждает религиозность, он опасается, что его произведение может вызвать обвинение в ереси, исповедуется у инквизиторов, отрекается от своей поэмы, когда друзья и почитатели издают её против воли самого автора. Последняя редакция «Освобождённого Иерусалима» усиливает в этой поэме все её мрачные католические стороны и устраняет те эпизоды, в которых светится радость жизни. Другим противоречием «Освобождённого Иерусалима» является полная серьёзность, с которой поэт относится к своему средневеково-рыцарскому сюжету, давно утратившему всякие корни в действительности. У Тассо нет весёлой иронии, свойственной «Неистовому Роланду» Ариосто. Поэтому, несмотря на все свои художественные достоинства, произведение Тассо остаётся образцом искусственного эпоса, находящегося в противоречии с прозой современной жизни, которая окружала поэта и которую он желал победить в своей героической и прекрасной мечте. Торквато Тассо был знатоком классической древности. Его поэма создана на основании долгих размышлений о задачах эпической поэзии и во многом следует за «Илиадой» Гомера. Но такая попытка возрождения героической эпопеи древних при всём громадном влиянии, которое она оказала на последующее развитие литературы во всех странах, заключает в себе элемент фальши. Гений великого поэта не мог победить противоречия его мировоззрения, и последние годы жизни Торквато Тассо были отравлены не только тяжёлой болезнью, но и бесплодными внутренними колебаниями. Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 133-134.
Влияние на ЛермонтоваТассо (Tasso) Торквато (1544—1595), итальянский поэт. Эпические поэма Тассо «Освобожденный Иерусалим» (1580) служила образцом для многочисленных «новых эпопей» в европейских литературах. В России известен с начала 18 века. С 70-х годов 18 века стали появляться русские переводы, прозаические и стихотворные, полные и фрагментарные. В 1828 году были опубликованы стихотворные переводы С. Е. Раича и А. Ф. Мерзлякова. Знакомство с «Освобожденным Иерусалимом» отразилось в произведениях Лермонтова. В трагедии «Испанцы» (действие I, сцена 2) Фернандо сравнивает луну среди облаков с Армидой, окруженной рыцарями (V, 33). В этой связи Лермонтов писал в набросках к трагедии: «Когда я еще мал был» я любил смотреть на луну, на разновидные облака» которые в виде рыцарей с шлемами теснились будто вокруг нее; будто рыцари, сопровождавшие Армиду в ее замок, полные ревности и беспокойства» (V, 607). Имеется в виду эпизод из 5-й песни поэмы Тассо, где прекрасная волшебница Армида очаровывает христианских рыцарей и уводит их за собой. Упоминая в «Княжне Мери», что «Вернер... сравнил женщин с заколдованным лесом, о котором рассказывает Тассо в своем „Освобожденном Ерусалиме"» (VI, 308—09), Лермонтов подразумевал приключения рыцарей в очарованном лесе, описанные в 13-й и 18-й песнях поэмы. P.M. Горохова Цитируется по изд.: Лермонтовская энциклопедия М., 1981, с. 564.
Далее читайте:Исторические лица Италии (биографический указатель). Литература:Мануйлов В.А. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий, Л., 1966 (2 изд., Л., 1975), с. 226; Горохова Р. М. Торквато Тассо в России XVIII века, в кн.: Россия и Запад. Л., 1973; Горохова Р. М. Тассо в России конца XVIII в., в кн.: Рус. культура XVIII в. и зап.-европ. литературы, Л., 1979.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |