Тань Сытун |
|
1865-1898 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Тань СытунТань Сытун (1865-1898) — китайский философ, идеолог буржуазно-реформаторского движения конца 19 в. Свои философские взгляды изложил в книге «Жэнь-сюэ» («Учение о гуманности»), сыгравшей большую роль в развитии буржуазно-революционного движения в Китае. Тань Сытун стремился теоретически обосновать требования реформаторов. Его учение представляет собой сочетание идей традиционной китайской философии с некоторыми естественнонаучными представлениями Западной Европы. Основное понятие его учения — «жэнь» — означает не только этическую норму, но и метафизический принцип. «Жэнь» является объединяющим фактором взаимодействия всех явлений и вещей в «эфире». Тань Сытун говорил о зависимости этики и морали от общественных установлений. Он не был последовательным в своих взглядах. В его учении научные представления переплетались с религией, материализм — с идеализмом, диалектика — с метафизикой. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 448-449.
ТАНЬ СЫТУН (Тань Фушэн) (10 марта 1865, Пекин - 28 сентября 1898, там же) — китайский философ, поэт, один из лидеров реформаторского движения конца 19 века. Организатор «Южного общества просвещения», руководитель Школы математики и естественных наук в г. Люян (1895), главный редактор газеты «Сянбао». Участвовал в подготовке реформаторами свержения дворцовой группировки противников реформ (1898). После провала заговора казнен. Создал утопическую философскую систему, источниками которой послужили идеи конфуцианства, некоторые буддийские концепции (в частности, Хуаянь школы) и доктрины индийской философии, а также отдельные элементы западной общественной и естественно-научной мысли, взгляды первых китайских реформаторов (Вэй Юань, Гун Цзычжэнь). Как высший авторитет почитал Конфуция, но полагал, что его учение необходимо «преобразовать на современный лад». Высоко оценивал учение Чжуан-цзы. Из неоконфуцианских (см. Неоконфуцианство) мыслителей выделял Ван Фучжи и Хуан Цзунси (17 век). Считал, что многие доктрины Лао-цзы воспитали в соотечественниках безынициативность. Осуждал учение Сюнь-цзы как способствовавшее укреплению авторитарной власти, «притеснению и обузданию народа». Мир в утопии Тань Сытуна представал в образе некоего абстрактного «равного» (кит. пин дэн, санкср. сама — единство «тела Будды»), что подразумевало всеобщую взаимосвязь и взаимопроницаемость явлений, отсутствие их иерархичности и, как следствие, космическое единство, всеобщее равенство. «Равное», по Тань Сытуну, «не рождается и не умирает», но одновременно «и рождается, и умирает», это всеобщий мировой закон и самая совершенная ступень мирового развития. Оно телесно (материально), но по мере совершенствования мира «может стать духовным». Более зримым и реальным воплощением «равного» является духовное «объединяющее» (тун) начало, которое проявляется через еще более конкретное «гуманное» (жэнь). Последний конфуцианский термин Тань Сытун понимал как «единство я и не-я», «единство я с мировым телом». «Средством объединяющего», условием всеобщего единства служит единая субстанция — итай (эфир). Мировой прогресс представлялся Тань Сытуну восхождением к «равному», тождеством духовности — вплоть до того, что «все живое, в т. ч. сама Земля, в конце концов расстанется со своей телесной оболочкой». Переломный момент в мировоззрении Тань Сытуна совпал с поражением Китая в войне с Японией (1894—1895). Вдохновляясь примером крестьянской войны тайпинов, Тань Сытун обосновывал моральное право на уничтожение тех, кто причиняет страдания народу. Он хотел видеть Китай технически оснащенным, свободным от устаревших конфуцианских моральных норм, мечтал о торжестве принципа полного равенства. Политика реформ, по Тань Сытуну, должна начаться с широкого заимствования научных достижений Запада, технического перевооружения и изменения схоластической экзаменационной системы (кэ цзюй). Социально-политические идеи Тань Сытуна были во многом противоречивы, однако содержащийся в них общедемократический потенциал оказал заметное воздействие на часть китайской революционной интеллигенции в первые десятилетия 20 века. Е. Ю. Стабурова Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 11-12.
Тань Сы-тун, Тань Фу-шэн, Тань Чжуан-фэй, Тань Лю-ян (10.III.1865 - 27.IX.1898), - руководитель левого крыла движения за реформы в Китае в конце 19 века (см. «Сто дней реформ»); философ. Родился в Пекине, в семье видного сановника Тань Цзи-сюня. Не закончив традиционного (домашнего) обучения, в 19-летнем возрасте поступил на военную службу. Выйдя вскоре в отставку, в течение 10 лет путешествовал по стране, занимаясь самообразованием, в том числе изучением переводов книг западных авторов. Во время японо-китайской войны 1894-1895 годов создал в городе Люяне (провинция Хунань) Ассоциацию по распространению западных наук, затем уехал в Пекин и активно участвовал в руководимом Кан Ю-вэем движении за реформы. В 1896 году поступил на службу в канцелярию императорского наместника в Нанкине, в 1897 году переведен в Хунань в распоряжение губернатора провинции, где развернул энергичную реформаторскую деятельность: организовал школу «Ши у сюэтан» («Современные задачи»), возглавил Наньсюэхой (Южную научную ассоциацию) - клуб реформаторов и его орган - журнал «Сян сюэ синь бао». По представлению Кан Ю-вэя летом 1898 года был принят императором Цзай Тянем (Гуансюй) и стал одним из ближайших сотрудников последнего в деле подготовки и издания указов о реформах. Готовил насильственное устранение реакционной придворной группировки во главе с Цыси. После дворцового переворота 21 сентября 1898 года был арестован и казнен без суда и следствия. Основные сочинения Тань Сы-туна - книга «Жэнь сюэ» («Учение о гуманности») - носит антиманьчжурскую, антимонархическую, буржуазно-национальную окраску. В философских и общественно-политических взглядах Тань Сы-тун отмечаются материалистические тенденции и элементы диалектики. С. Л. Тихвинский. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971. Сочинения: Тань Сы-тун цюань цзи (Полн. собр. соч. Тань Сы-туна), Пекин, 1954; в рус. пер., в кн.: Избранные произведения прогрессивных кит. мыслителей нового времени, (пер. с кит.), М., 1961. Литература: Тихвинский С. Л., Движение за реформы в Китае в кон. XIX в. и Кан Ю-вэй, М., 1959.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица Китая, (биографический указатель). Сочинения:Тань Сытун цюаньцзи (Полн. собр. соч.), т. 1—2. Пекин, 1981; Избр. произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени. М., 1961; An Exposition of Benevolence: The «Jenhsuen of T'an Ssu-t'ung» (transl. by Chan Sin-wai). Hong Kong, 1984. Литература:Тихвинский С. Л. Движение за реформы в Китае. М., 1980; Стабурова Е. Ю. Утопия Тань Сытуна,— В кн.: Китайские социальные утопии. М., 1987; Ян Чжэнвянь. Тань Сытун. Ухань, 1957; Ли Цзэхоу. Кан Ювэй, Тань Сытун сысян яньцзю (Анализ взглядов Кан Ювэя и Тань Сытуна). Шанхай, 1958.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |