Табари
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Табари

838-923

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Табари

Табари (ат-Табари Абу Джафар Мухаммед ибн Джарир; 838-923) — известный арабский историк и богослов, знаток исламских религиозных преданий, комментатор Корана. В Багдаде Табари изучал исламское право и коранические науки и создал правовую школу, получившую его имя. Отказавшись занимать административные должности, Табари полностью посвятил себя науке. Он — автор свыше 20 сочинений, в том числе таких фундаментальных, как «История посланников и царей» и «Комментарии к Корану». Его многотомная «История посланников и царей» охватила описание событий, происходящих в мире, начиная с архаичных времен и до 915 года, и вобрала в себя большое число трудов предшествовавших авторов. В двадцатитомном издании «Комментарии к Корану» собраны практически все существовавшие к тому времени предания о Коране и даны подробные пояснения к историческим событиям, которые так или иначе упомянуты в священной книге.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 208.

ат-Табари. Универсальный историк, родом из Амула в Табаристане (225-310/839-923 гг. н.э.). О биографии Абу-Джафара Мухаммада бен Джарира бен Язида, сына процветавшего землевладельца, известно очень немногое. Изучив Коран в возрасте семи лет, он предпринимает исследовательские поездки в Иран, Сирию, Палестину и Египет, но в конечном счете обосновывается в Багдаде с 256/870 гг. до своей смерти, для того, чтобы посвятить себя образованию и литературе. Автор юридических трудов и комментария к Корану. Его основным трудом, без сомнения, является его «История пророков и царей». В этой книге рассказывается история сотворения мира, пишется о пророках и патриархах Ветхого Завета, о библейских народах, и затем он переходит к древним персам (с длинным разделом, посвященным Сасанидам); затем, после рассказа о пророке Мухаммеде, автор описывает историю Омейядов и Аббасидов до 915 г. Источниками ат-Табари были, помимо прочего, арабский перевод «Книги владык», книги, посвященной иранской национальной истории, истоки которой берут свое начало в позднесасанидскую эпоху. Краткий пересказ его труда на персидском языке, обогащенный новыми элементами, был осуществлен в 352/963 г. саманидским визирем Абу ал и Мухаммадом аль-Балами.

Гюиз Ф. Древняя Персия. М., Вече, 2007, 323-324.

Табари, Абу Джафар Мухаммад ибн Джарир ибн Язид ибн Катир ат-Табари (839-923) — исламский историк и богослов времен халифата, учился в Персии, писал по-арабски. В арабской исторической литературе он занимает одно из первых мест как «отец мусульманской историографии». Автор «Тарих аль-русуль ва-ль-мулюк» — «Истории пророков и царей» (полное заглавие: «История царей и их жизнь, рождений пророков и известий об них, и того, что случилось во время каждого из них»). Это всеобщая история от сотворения мира до IX века — крупнейшее произведение исламской историографии. Этот труд был закончен в 914 году. В 1980-2000-е годы 40-томное издание «Истории» вышло в США. [Лев] Гумилёв приводит сведения Табари, который объясняет причины войны Хосроя Ануширвана против хазар. Табари излагает события вне хронологической последовательности. Гумилёв объясняет это следующими обстоятельствами: «Действительно, до 575 г. византийские посольства находили у тюркютов самый теплый прием, но в 575 г. между Ираном и Византией было заключено перемирие и Хосрой с освободившимися войсками смог рассчитаться с союзниками своих врагов. Тюркюты же в период с 570 по 576 гг. были заняты покорением Северного Кавказа. С их помощью византийский ставленник Гуарам Багратид получил престол в Картли (575). Надеясь на Византию, они не ожидали удара в спину» («Древние Тюрки», 56-57).

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков,  сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 564.

Табари, ат-Табари, Абу Джафар Мухаммед ибн Джарир (838 или 839-923) - арабский историк и богослов, автор труда по всеобщей истории "История посланников и царей" ("Тарих ар-русул ва-ль-мулук"; другое название "История пророков и царей"), который по обилию фактов и точности изложения является одним из важнейших источников по истории Арабского халифата до 915 года. 1-й том (деление на тома введено европейскими издателями) содержит общее введение и изложение древней истории народов Ближнего Востока, 2-й том - историю Сасанидского государства, 3-6-й тома - подробную погодную историю периода Мухаммеда и первых четырех халифов, 6-9-й тома - историю халифата Омейядов, а последующие 4 тома - халифата Аббасидов. Табари использовал как устную традицию, так и сочинения ранних арабских авторов, непосредственно до нас не дошедшие. "История" Табари - главный источник для большинства последующих авторов трудов по всеобщей истории в арабской историографии. Изложение материала в труде Табари дается в форме анналов, в хронологической последовательности синхронно для разных народов. В нем приводятся различные и часто противоречивые версии одного и того же события без попытки комментировать или связать их между собой.

Табари также принадлежит многотомный комментарий к Корану ("Китаб джами аль-байан фи тафсир аль-Курав", сокращённое название "Тафсир"), в котором Табари, наряду с присущим ему широким охватом материала, проявляет критическое к нему отношение.

Табари основал самостоятельную богословскую школу джариритов. Помимо истории и теологии, Табари изучал поэзию, лексикографию, грамматику, математику и медицину.

"Историю" Табари в 963 году перевел и переработал на новоперсидский язык везир Саманидов аль-Балами. С новоперсидского она переводилась на турецкий, урду, французский и другие языки. Широкую известность в Европе Табари получил после опубликования немецким востоковедом И. Г. Л. Козегартеном (Kosegarten) части "Истории", охватывающей 632-636 годы ("Annales Regum atque Legatorum Dei", Gryphisvaldiae, 1831-1853). Отрывки из "Истории" Табари на русский язык перевели Н. А. Медников, А. Э. Шмидт.

Л. И. Надирадзе. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Историки (биографический указатель).

Изданные сочинения Табари:

Chronique de Abou-Djafar-Mohammed- ben-DJarir-ben-Yezid Tabarl, trad, sur la version persane d'Abou-Ali Mohammed Belámi, par H. Zotenberg, t. 1-4, P., 1867-74; Geschlchte der Perser und Araber zur Zelt der Sasaniden. Aus der arabischen Chronik des Tabarl übersetzt von Th. Nöldeke, Leyden. 1879; Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn DJarir at-Tabari cum aliis, ed. M. J. de Goeje, series 1-3, LB, 1879-98; Introductio, glossarium, addenda et emendanda, LB, 1901; Indices, LB, 1901; Китаб джами'аль-байан фи тафсир аль-Куран, Каир, 1321 л. г.х. (1903/1904); Тарих ар-русул ва-ль-мулук, изд. Мухаммед Абу-ль-Фазл Ибрахим, т. 1-3, Каир, 1960-62 (рец. П. А. Грязневича, "НАиА", 1964, No 3); Marin E., The reign of al-Mutasim (833-842), New Haven, 1951 (англ. пер. части "Истории").

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС