Шипилов Николай Александрович |
|
р. 1946 г. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай Александрович ШипиловШипилов Николай Александрович (р. 1.12.1946), поэт, прозаик, публицист. Вырос после гибели родителей в семье друга отца. Окончил школу рабочей молодежи, учился в Новосибирском авиационном техникуме, работал плотником-бетонщиком, штукатуром, монтером связи, артистом Новосибирского театра оперетты. В сер. 60-х опубликовал первые стихи в областной молодежной газете. Писал сценарии для телевидения, работал ассистентом режиссера, телевизионным режиссером, радиокорреспондентом. В 1982 в журнале «Литературная учеба» был опубликован цикл его рассказов, обративший на себя серьезное внимание читателей и литературных критиков, а в 1983 в Москве вышла первая книга прозы «Ночное зрение». Мир рассказов и повестей Шипилова — мир провинциальных предместий, рабочих окраин, вымирающих сел. Его герои — любящие друг друга, спорящие, выясняющие свои взаимоотношения — неотделимы от окружающего пейзажа, полностью вписаны в атмосферу микровселенной, знакомство с которой порождает щемящее чувство от скорого ее конца. И в то же время это ощущение не перерастает в безнадежность — чувство породненности, казалось бы, невозможное при знакомстве с персонажами породы «перекати-поле», «вечными скитальцами» — не дает впасть в уныние при осмыслении их судьбы. Шипилов известен также как автор многих замечательных песен и лирических баллад. Наибольшую известность получили песни «После бала», «Пехота», «Баллада о брате», «Дурак и дурнушка». В его стихотворениях и песнях осмысливаются полнота и противоречия человеческой жизни через «магический кристалл» зрения «простого человека», «простота» которого столь же сложна и многомерна, как и «простота» окружающего его мира. Лирика органически соединена с драмой и трагедией переживания разлома и распада жизни в любимой России. «И отгладив сухою ладонью / Гриф гитары, пою я с трудом: / Мы великой России одонья, / Промотавшие Бога и дом. / И пожарищ огнем налитая, / Ты на шею мне кинешься: “Ах!” / Золотая моя, золотая, / Видно наши давно в небесах». Шипилов — автор поэмы «Прощайте, дворяне», где картины запустения современной России соседствуют с изображением народного восстания октября 1993. Куняев С. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru Шипилов Николай Александрович [1.12.1946 (по др. данным 1947), Южно-Сахалинск] — прозаик, поэт. Родился в офицерской семье. Детство прошло в разъездах. После школы работал грузчиком на жиркомбинате под Новосибирском. С 1964 стал посещать литобъединение при газете «Советская Сибирь». Тогда же в газете «Молодость Сибири» появилась первая подборка стихов Шипилова. С 1965 пишет песни на свои стихи. Уже в ранние годы своего творчества Шипилова зарекомендовал себя как самостоятельный, принципиальный писатель, что осложняло прохождение первых публикаций. Например, верстка повести «Митька и старые люди» в журнале «Сибирские огни» (1965) была снята из-за отказа автора изменить несколько эпизодов. Тогда же начались годы странствий, приобретения богатого житейского опыта. Шипилов пел в хоре Новосибирского театра оперетты, оттуда ушел на телевидение, писал и исполнял много песен для передач; затем работал в сезонных строительных бригадах, был рабочим геодезической партии, трудился в леспромхозах. Жил в Новгороде. В 1989 окончил Высшие литературные курсы. В 1990-2000-е живет то в Подмосковье, то в Белоруссии. Лишь в 1983 журнале «Литературная учеба» опубликовал большую подборку его рассказов, после чего имя Шипилова стало известно широкому читателю. В 1986 в «Советском писателе» вышла первая книга прозы «Пятый ассистент». Ее герои — простые люди, современники, которые, несмотря на трудности своего существования, не теряют оптимизма, веры в лучшее, чувства юмора. Одновременно с мощным лирическим началом, постоянно присутствующим в прозе Шипилова, его рассказы и повести отличает несгибаемая прямота нравственной доминанты, что подчеркивает и Л.Баранова-Гонченко: у него «совершенно своя, особая и мировоззренческая, и методологическая твердь» (Российский писатель. 2001. №22). Шипилов наследует черты деревенской прозы, но на новом уровне. Его мир — изменившаяся Россия, измученная реформами и экспериментами. Среди героев — простые мужики и интеллигенты, бомжи и геологи. Непременный для рассказов и повестей Шипилов юмор чаще всего воспринимается как смех сквозь слезы. В повести «Записки литконсультанта» Шипилов коснулся некоторых проблем жизни советской редакционно-издательской системы. Чистой сатирой называть это произведение вряд ли справедливо: для писательской манеры скорее характерны мягкий лиризм, своеобразная сказовая манера. За комическими ситуациями у него всегда проглядывает неизбывный трагизм бытия. Авторской манере Шипилова-прозаика присуще повышенное внимание к языковой форме произведений. Он — мастер сказа; герой-повествователь и др. персонажи его рассказов и повестей всегда снабжены ярко выраженными и узнаваемыми речевыми характеристиками. Писатель остро чувствует живое народное слово, умело пользуется арсеналом совр. говоров и сленговых оборотов, но при этом стиль его прозы — чист, ясен и вполне культурен. Это — язык современного человека, хорошо знающего и глубинку с ее диалектами, и особенности дискурса нынешнего мегаполиса. В творчестве Шипилова находит свое органичное развитие шукшинская повествовательная и стилистическая техника. Проза последнего времени сочетает душевные переживания героев и картины современной жизни: «За раскаленным стеклом авто разворачивались, как рулон с красивыми обоями, картины пригородного пленера, в который вдоль всей трассы вписаны были новорусские особняки. На какой-то миг Батраков унесся мысленно в хмурое небо мыслей о своей финансовой несостоятельности в новой жизни, стал фантазировать свой разговор с тещей...» (В лесу // Роман-журнал XXI век. 2002. №11-12. С.90). Сюжеты прозаических сочинений Шипилова занимательны, оригинальны, в них органически сплавлены и остроумие, доходящее до сарказма, и трагическое мироощущение. Можно сказать, что проза Шипилова по сути своей экзистенциальна, но вместе с этим у героев остается надежда и вера в возможность лучшего существования. В 2000-е прозаик работает над циклом рассказов («В лесу», «В монастыре» и др.), объединенных одним героем — Батраковым. В них отчетливо звучит мотив бытования православной веры в совр. условиях. При этом писатель стремится всячески уйти от штампов и стереотипов, присущих мн. произведениям такого рода. Он изображает людей таковыми, каковы они есть, без приукрашивания, без грима. Вот герой Шипилова приходит в храм с маленьким сыном: «Коленька, как выяснилось, был еще мал для такого послушания. Когда Батраков опустил его на пол, то он потопал осмотреться... Однако каким-то чудесным чутьем он распознал со спины утреннюю монахиню и решил выразить ей свои чувства. С криком "Аминь!" маленький Батраков с разбега врезался в черные одежды той монахини. Она качнулась, едва не выронив молитвослова...» (В монастыре // Роман-журнал XXI век. 2002. №11-12). Даже в изображении богослужения писатель остается внимательным и слегка лукавым, отчасти — язвительным. Стихотворения и песни Шипилов являют собой сочетание народных поэтических форм и интонаций (вплоть до скоморошьих и частушечных), а также — остро ощущаемого ритма новейших мотивов и веяний. Поэту удалось освоить и переварить опыт русской поэзии XX в. от Маяковского и обэриутов — до Рубцова и Высоцкого: «Кому расскажешь — сразу охать: / "Тебя вела по жизни похоть!.." / Но ошибаешься, эпоха: / Я был ведомым красотой. / Все для меня явилось разом: / Собаки вой и четкость фразы, / И перелетов птичьих разум, / И хмель влюбленности густой» (Любимые дети Державы. Русская поэзия на рубеже веков. М., 2002. С.22-23. Далее цитируется это изд.). Лирический герой Шипилова слишком хорошо знает законы жизни, чтобы быть наивным и прекраснодушным, в самые светлые и незамутненные строки его проникает горечь расставаний и утрат: «Никого не пощадила эта осень. / Листопад идет как шторм в сто тысяч баллов. / И, как раны ножевые, / На асфальте неживые / Пятна пепла после бала, после бала» (С.47). В кратком предисловии к своим стихам поэт так обозначил свое жизненное и творческое кредо: «Скажу лишь, что прожил в Отечестве чистым нелегалом более чем три десятка лет. Сейчас на нелегальное положение переводят весь народ и все народы России. Вот и все мое творчество: Родина глазами нелегала. Не эмигранта, заметьте, а нелегала...» (С.17). Это состояние неприкаянности, бесприютности в течение многих лет осложняло быт Шипилова: в прямом смысле слова он не имел своего угла. То же настроение острой болью отзывается и в стихах поэта: «Серый сумрак загустел. Тихий страх. / Колыханье чьих-то тел в номерах. / Электрический огонь игловат. / В одиночестве я сам виноват. / Серый сумрак загустел аж до звезд. / Ты куда меня, мой Ангел, завез? / Закружил да заморочил, извел / И оставил тут, как на произвол... / На казенную кровать повалюсь, / Без иконы в темноту помолюсь, / Да прибавлю я к молитве поста, / Чтоб меня не одолел супостат» (С.58-59). За песню «После бала», исполненную Дм.Маликовым на конкурсе «Песня-98» и ставшую широко известной, Шипилову присужден диплом лауреата. В 1997 он получил Малую российскую литературную премию за поэму «Прощайте, дворяне!». Будучи остроумным человеком, Шипилов нередко в мягкой, ироничной манере бросает взгляд на сотоварищей по литературному цеху. В его активе — ряд любопытных эпиграмм и шаржей, например: «То не стуки-перестуки / Во кузнице кузнецов — / Это входит в храм науки / Гений Юрий Кузнецов. / Мочен, взрачен, худ и мрачен. / Этот мрак ему к лицу. / Пучит он глаза по-рачьи, / Словно дал обет безбрачья / Сабле, пике и винцу» (Лепта. 1996. Вып. 30. С.232). Шипилов известен также как автор статей, посвященных современной периферийной литературе (Младшим из нас около сорока // Литературная учеба. 1989. №1), прозе молодых писателей (Тоска по стилю: О книге «Встречный ход» // Литературная учеба. 1990. №1), биографии Н.Рубцова («Плачут глухари...» // Литературная Россия. 1995. №10) и др. Шипилов — лауреат Шукшинской премии (1992), премии СП России «Традиция». В начале 2000-х Шипилов работает над романом «Псаломщица». Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 716-718. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Пятый ассистент. М., 1986; Шарабан. М., 1987; Детская война: роман // Лепта. 1993. №1,4; Прощайте, дворяне!..: поэма // Лепта. 1995. Вып. 26; Эпиграммы // Лепта. 1996. Вып. 30; [Стихотворения] // Любимые дети Державы. М., 2002. С.18-70. Ночное зрение. М., 1983; Литература:Наседкин И. Открытие Николая Шипилова // Молодые о молодых. М., 1988. С.95-104; Камышев В. «Новые сорокалетние»? // Дальний Восток. 1988. №10. С.137-148; Огрызко В. Круговая оборона // Литературная Россия. 1995. 7 июня; Славецкий В. Поэма, написанная без бумаги // Славецкий В. Русская поэзия 80-90-х годов XX века. М., 1998; Шипов Р.А. Н.А.Шипилов: выборочная библиография // Библиография. 2000. №6. С.130-131; Шалимо Г.Н. Широкий, удивленный, артистичный // Библиография. 2000. №6. С.127-128; Баранова-Гонченко Л. «О temporal О проза!» // Российский писатель. 2001. №22.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |