Лев Шестов |
|
1887-1961 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Лев ШестовШестов Лев (псевдоним; настоящие имя и фам.— Лев Исаакович Шварцман) [31.1(12.2).1866, Киев,— 20.11.1938, Париж], русский философ-экзистенциалист и литератор. В 1895—1914 годы жил преимущественно в Швейцарии, с 1914 года — в Москве, с 1918 года — в Киеве, с 1920 года — в Париже. Сочетая и по-своему акцентируя мотивы Ницше и Достоевского, Шестов предвосхитил основные идеи позднейшего экзистенциализма. Уже на рубеже веков, как бы в предчувствии будущих мировых катастроф, Шестов заявляет о трагичности абсурдности человеческого существования и выдвигает образ обречённого, но взыскующего своих суверенных прав «героя», бросающего вызов всей Вселенной. Шестов предпринимает пересмотр традиционной философии, требуя переместить точку зрения с мироздания на субъект. Провозглашая «философию трагедии», он полемически противопоставляет её академическому стилю мышления как «философии обыденности» («Достоевский и Ницше. Философия трагедии», 1903). Он восстаёт против диктата разума над сферой жизненных переживаний и против гнёта безлично-всеобщего над личностно-единичным. Однако утверждение независимости индивида от любых детерминаций, включая общезначимые истины и общеобязательные нравственные нормы, приводит Шестова к гносеологическому релятивизму и имморализму. Хотя в начале 1910-х годов безрелигиозный «Апофеоз беспочвенности» (1905) сменяется религиозным пафосом «sola fide» (лютеровское оправдание «только верою»), миросозерцание Шестова не избавляется ни от абсурда, ни от произвола. Вера Шестова не имеет содержательных определений, и бог, не связанный с идеей логоса, выступает как идеал всемогущего своеволия «по ту сторону добра и зла». Правда, атмосфера безнадёжности вытесняется теперь духом доверия к основам жизни, имеющим, согласно ветхозаветному религиозному самочувствию, божественный источник; философскому умозрению Шестов противополагает откровение («Афины и Иерусалим», 1951; «Умозрение и откровение», 1964). Борьба Шестова с разумом приобретает гиперболический характер: познавательная устремлённость отождествляется с грехопадением человеческого рода, подпавшего под власть «бездушных и необходимых истин». Публицистический темперамент Шестова — мастера философского парадокса и афоризма, его едкая критика академического мышления создали ему известность на Западе (отклики у Г. Марселя, А. Камю, Д. Г. Лоренса и др.). Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Собр. соч., т. 1—6, СПБ, 19112; Sola fide, P., 1957. Литература: Асмус В. Ф., Л. Шестов и Кьеркегор, «ФН», 1972, № 4; Ерофеев В., «Остается одно: произвол», «Вопросы литературы», 1975, № 10; Wernham J. С., Two Russian thinkers, Toronto, 1968; Л. Ш. Библиография, сост. Н. Баранова-Шестова, Paris, 1975; Библиография литературы о Л. Шестове, сост. Н. Баранова-Шестова, Paris, 1978.
Вернуться на главную страницу Шестова
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |