Шершеневич Гавриил Феликсович |
|
1863-1912 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Гавриил Феликсович Шершеневич
Шершеневич Гавриил Феликсович (1863—?), юрист, профессор гражданского права в Казанском университете. В 1888 защитил диссертацию на степень магистра под названием «Система торговых действий», а в 1892 — диссертацию на степень доктора «Авторское право на литературные произведения». Его многочисленные труды были посвящены как целым курсам преподаваемых им дисциплин, так и отдельным вопросам гражданского и торгового права; его работы отличаются обширным знакомством с литературой по изучаемому предмету, как русской, так и западной, а главное, написаны живым, увлекательным и популярным языком. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.
Шершеневич Гавриил Феликсович (1863-?), депутат I Государственной Думы от Казанской губернии. Гавриил (Габриель) Феликсович Шершеневич, дворянин, поляк, родился в 1863 году. Окончил Казанский университет. Гавриил Феликсович состоял профессором Казанского университета по кафедре гражданского права. Гавриил Феликсович один из наиболее видных членов партии "Народной Свободы" и состоит членом Центрального комитета партии кадетов. Подписал "Выборгское воззвание" 10 июля 1906 года в г. Выборге и осужден по ст.129, ч.1, п.п.51 и 3 Уголовного Уложения. Биографические данные приведены на момент избрания в Государственную Думу. Использованы материалы сайта http://www.kodeks.ru/
Шершеневич Гавриил Феликсович (1.01.1863, Херсонская губ. - 31.08.1912) — социолог, правовед, философ. Окончил Казанский университет, где после защиты магистерской, а затем докторской диссертаций преподавал с 1888 по 1906 год на кафедре гражданского права. С 1906 по 1911 год вел преподавательскую деятельность в Московском университете, а в последнее время в Московском коммерческом институте и в Московском народном университете А. Л. Шанявского. Методологической базой учения Шершеневича является позитивизм, идеи социал-дарвинизма, экономического материализма и различных психологических школ. Отправной точкой для Шершеневича является рассмотрение антропологической гипотезы, исходной «клеточкой» которой выступает изолированный от общества человек, «имеющий и отстаивающий свое особое бытие». Основой его деятельности служит биологическая организация, инстинкт самосохранения, поскольку при ослабевающем воздействии общественной среды именно природное, первобытное начало теснит культурное. Вместе с тем общество формирует у индивида социальные потребности (общение с другими людьми), которые наряду с физическими (одежда, пища, жилище) и психическими (познание, творчество) способствуют общественному проявлению инстинкта самосохранения. По мнению Шершеневича, на одном из этапов исторического развития происходит появление совокупности индивидов (общество), обладающей специфическими признаками: общий интерес, сотрудничество, организация. В общественном объединении, построенном на едином для всех индивидов интересе, его сплоченность, способность к выживанию зависит от преобладания общих интересов над частными. Поскольку человеческая деятельность обусловлена целесообразностью, общество должно быть нормативно организовано. Функцию организации выполняют социальные нормы, коренящиеся в инстинкте самосохранения общества и регулирующие общественное поведение людей. Хотя реально существует лишь личность, а общество есть форма ее жизнедеятельности, общественные отношения объективны. Индивид не только стремится расширить сферу своей самостоятельности и отстранить вмешательство общества, но также и тянется к нему. На протяжении истории человек все более обобществляется, у него образуется наследственная зависимость от общества, социальное существование становится его второй природой. Однако точка равновесия между индивидуальным и социальным никогда не может быть найдена. Поэтому Шершеневич рассматривает человеческий прогресс как постепенное устранение препятствий на пути к счастью (полное удовлетворение индивидуальных потребностей), которое недостижимо. Важнейшее место в системе отношений «личность - общество» занимают государство и право, причем исторически и логически первое предшествует второму. Зарождающаяся первоначально в целях обеспечения внешней безопасности государственная власть затем переходит к внутреннему управлению, для чего выделяется особая группа норм. В основе соблюдения права, понимаемого Шершеневичем как закон и требование государства, лежит страх перед угрозой наказания. Данный фактор определяет остальные мотивы правового поведения (совесть, чувство законности, сознание собственного интереса), предстающие в виде трансформированной модификации человеческого эгоизма. Право всегда есть выражение интереса властвующих, но также и итог борьбы эгоизма власти и подвластных. Влияние государства, определяемое как соединение людей под одной властью в пределах данной территории, зависит от сплоченности и самоорганизованности гражданского общества (слабая сплоченность - сильная власть, и наоборот). Государственная власть должна быть сильнее всякой другой в обществе, но, когда она становится сильнее самого общества, - это опасная гипертрофия. Инстинкт самосохранения одновременно заставляет подвластных повиноваться (чтобы не допустить негативных политических перемен), а государство - сдерживать свою власть. Шершеневич отстаивает тезис, что государство не связано правом, стоит над правом, государственная власть есть сила, а не право. Так, восстание населения против власти - факт жизни, не относящийся к праву, борьба двух сил (государства и восставших), где победившая сторона творит собственное право. Тем не менее государственная власть, по Шершеневичу, отлична от произвола. Государство, установив нормы, обязано само их соблюдать или фактически считаться с ними, что необходимо для поддержания относительной стабильности политического режима. Но закон - не субстанция, а функция, его соблюдение носит производный характер, зависит от первичных факторов (государство, об-во). Поэтому государство, нередко возникнув из произвола, способно снова сменить право на произвол. Относительную гарантию от подобной метаморфозы Шершеневич видит в общекультурном прогрессе, в ходе которого чувство законности все более глубоко проникает в психологию человека, а подчинение закону становится неотъемлемым свойством современного общества. Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 775-776.
Далее читайте:Шершеневич Вадим Габриэлевич (1893-1942), поэт, переводчик, литературный и театральный критик, сын Гавриила Феликсовича. Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа). Кадеты (Конституционно-демократическая партия) 1905 - 1917 гг. Депутаты Государственной Думы в 1905-1917 гг. (биографический указатель) Шуб Д.Н. Политические деятели России (1850-ых—1920-ых гг.). Сборник статей. Издание «Нового журнала». Нью-Йорк 1969. ГЛАВА IV. Либерализм в России. Первая Государственная Дума. Выборгское воззвание от 10 июля 1906 года (документ). Сочинения:О чувстве законности. Казань, 1897; Социология. М., 1910; Общая теория права. М, 1910-1912. Вып. 1-4; Общее учение о праве и государстве. М., 1911; История философии права. Спб., 2001; Социология: лекции. М., 2011. «Курс торгового права» (1899); «Учебник русского гражданского права» (1902); «Учебник торгового права» (1903); «Курс гражданского права» (1901); «Наука гражданского права в России» (1893). Литература:Васильев А. В. Памяти Г. Ф. Шершеневича. Казань, 1912; Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России, М., 1978.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |