Шехтель Франц (Федор) Осипович |
||
1859-1926 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Федор Осипович Шехтель
Федор Шехтель. Шехтель Федор Осипович (1859-1926), архитектор. Ведущий русский мастер стиля модерн. Художественную жизнь начинал как декоратор и рисовальщик. Знаменит как зодчий зданий в стиле московского модерна, органично сочетающем черты западноевропейского модерна и “русского стиля”, в т. ч. особняк Рябушинского на Малой Никитской (1900), Ярославский вокзал (1902), типография “Утро России” (1907). Много лет был председателем Московского архитектурного общества. До конца жизни преподавал в Строгановском училище. + + +Шехтель Франц (Федор) Осипович (1859, Петербург - 1926, Москва) - архитектор. Родился в обрусевшей немецкой семье инженера-технолога. Окончил Тираспольскую римско-католическую епархиальную семинарию и частную гимназию. В 1875 Шехтель приехал в Москву и поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, которое он оставил в 1878 году, не окончив курса. Начал самостоятельную работу, иллюстрируя и оформляя книги, журналы, создавая театральные афиши, эскизы декораций и костюмов для театра; занимался прикладным искусством, разрабатывая эскизы витражей, мебели, посуды, тканей и т.д. Со времени переезда в Москву стал серьезно заниматься архитектурой, разрабатывая новую пространственно-планировочную структуру и композицию особняков, загородных домов. Исследователь Е.И. Кириченко отметила: "Шехтель был в числе непосредственных создателей нового языка архитектуры, новой системы. Его творчество - одна из вершин первого этапа современной архитектуры, известного в России под названием "модерн". Сочетая работу с общественной и преподавательской деятельностью, Шехтель являлся одним из основателей Московского литературно-художественного кружка (1899); в 1908 - 1922 годы был бессменным председателем Московского архитектурного общества; в 1896 - 1926 годы преподавал композицию в Строгановском училище. Среди знаменитых работ Шехтелья - особняк С.П. Рябушинского на Малой Никитской, торговый дом М.С.Кузнецова на Мясницкой улице, фасады и внутренняя отделка Ярославского вокзала в Москве. В 1918 особняк, построенный Шехтелем для себя, был национализирован, а зодчий с семьей выселен. Последние 8 лет жизни Шехтель жил в коммунальной квартире. Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997.
Федор Шехтель с женой и сыном. 90-е годы XX века. Шехтель Федор Осипович (1859—1926) — российский деятель культуры, архитектор, академик архитектуры Петербургской АХ (с 1902), художник-оформитель, театральный декоратор и педагог. В начале творческого пути (конец 1870-х) занимался иллюстрацией книг и журналов, рисовал афиши, оформлял народные гулянья, выступал как театральный художник-декоратор. В 1880-х гг. увлекся архитектурой. В 1896— 1926 гг. преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище. В 1906—1922 гг. — пред. Московского архитектурного общества. На его ранние работы большое влияние оказало романтическое течение и особенно готика (особняк Морозова на Спиридоновке, 1883). Влияние традиций средневекового русского зодчества (неорусский стиль) отразилось в постройке и оформлении павильонов русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901). С начала 1900-х гг. в его постройках доминировал стиль модерн: бывший особняк Рябушинского на Малой Никитской улице (1900), Ярославский вокзал (проект — 1902, постройка в 1903—1904), перестройка (перепланировка и внутренняя отделка помещений) Московского Художественного театра (1902) — все в Москве. В дальнейшем при проектировании сооружений разного назначения архитектор стремился к рационализму и использованию строгих форм — торговый дом Купеческого общества в Малом Черкасском переулке (1909), банк Рябушинского на Биржевой площади (1910), собственный дом архитектора на Большой Садовой улице (1909), библиотека в Таганроге (1910). После Октябрьской революции 1917 г. — пред. Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений, пред. жюри по кон-курсам, которые объявлялись Московским архитектурным обществом, ВСНХ и Наркомпросом. Выступал с докладами в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас). Разработал ряд проектов, которые не были осуществлены (Днепрогэс, памятник 26 бакинским комиссарам, крематорий и др.). Умер в бедности. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 569-570. Литература:Кириченко Е.И. Большая Садовая улица, 4. М., 1989; Марченков А.М., Чернухина В.Н., Кириченко Е.И. Улица Качалова, 6/2. М., 1990.
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |