Свиньин Павел Петрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Свиньин Павел Петрович

1787-1839

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Павел Петрович Свиньин

Свиньин и Аракчеев

Павел Петрович СвиньинСвиньин Павел Петрович (1787—1839) в 1805—1824 гг. служил в Коллегии иностранных дел (в 1811—1813 — секретарь русского генерального консула в Филадельфии), много путешествовал по Европе; историк-любитель, издатель журнала «Отечественные записки» (1820—1830). Очерк «Поездка в Грузино» был воспринят многими современниками как неприкрытая лесть; см., например, запись в дневнике Н.И. Тургенева от 7 октября 1818 г.: «A propos de подлость, нельзя не вспомнить о поездке Свиньина в Грузино — съездил, да еще написал. Вот храбрость подлости!» (Архив братьев Тургеневых. Пг., 1921. Вып. 5. С. 155), замечание П.А. Вяземского: «Свиньин полоскается в грязи и пишет стихи» и его же эпиграмму, пародирующую стихи Свиньина — эпиграф к его очерку:

Что пользы, — говорит расчетливый Свиньин,
— Мне кланяться развалинам бесплодным
Пальмиры, Трои иль Афин?
Пусть дорожит Парнаса гражданин
Воспоминаньем благородным;
Я не поэт, а дворянин,
И лучше в Грузино пойду путем доходным:
Там, кланяясь, могу я выкланяться в чин.

(Письмо к А. И. Тургеневу от 13 октября 1818 г. // Остафьевский архив князей Вяземских. СПб., 1899. Т. 1. С. 129).

Использованы материалы кн.: Аракчеев: свидетельства современников. М.: Новое литературное обозрение, 2000.


Создатель Музеума

Павел Петрович Свиньин (1787-1839). Начало XIX века в России было временем бурного развития национальной культуры. Под воздействием новых вкусов все больше внимания обращалось на судьбы русского искусства; рос интерес к отечественной истории, обострившийся в связи с победой в войне 1812 года. Развернулось широкое обсуждение проблемы сохранения национального художественного и исторического наследия, возможности знакомства с ним для широкой публики, интересующейся искусством и древностями. В первые десятилетия века складываются первые частные коллекции, уже имеющие в своем составе хотя и небольшие отделы русского искусства. На их фоне особенно значительным было собрание П.П.Свиньина.

Павел Петрович Свиньин родился в Москве. Воспитывался он в Московском университетском благородном пансионе. Литература стала его первым увлечением. Он писал басни и стихи, помещая их вместе с литературными произведениями других воспитанников пансиона в журнале "Утренняя заря".

В 1805 году Павел Свиньин определяется на службу в Коллегию иностранных дел. Сначала он дипломатический чиновник при Русской эскадре, находившейся в Средиземном море. В 1811-1813 годах Свиньин живет в Филадельфии, где занимает должность секретаря генерального консула русского посольства в Соединенных Штатах. Впоследствии один из его современников писал: "Сам Свиньин сказывал, что удаление от родины, неверность известий о России, сознание, что мы сами весьма мало знаем свое славное отечество... возродили в нем желание посвятить всю жизнь свою познанию России, ее доблестей, ее местностей, памятников..."

Свиньин окончательно возвратился в Россию в 1818 году. Тогда же вышел первый номер «Отечественных записок» - журнала, в котором он выступил не только в роли издателя, но и главного автора статей, посвященных "единственно русскому и России". Издание журнала давало Свиньину средства для составления задуманного им "Русского музеума".

Музей Свиньина создавался на протяжении 1820-х годов. Начался "золотой век" русской культуры. Гений Пушкина уже озарил русскую литературу, все сильнее заявляли о себе отечественные живописцы и скульпторы. Собирая музей исключительно национального характера, Свиньин и в коллекционировании стремился "противостоять жалкому предубеждению в пользу иностранцев". Его "музеум" насчитывал семь отделений. Универсальный по своему составу музей впервые, помимо уже традиционных библиотеки, минералогического кабинета, нумизматического и рукописного отделов, включал собрание живописи и скульптуры.

Использованы материалы статьи Н.Семеновой в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.


Писатель, художник, историк, географ

Свиньин Павел Петрович (8[19].06.1787—9[21].04.1839), писатель, художник, историк, географ. Окончил Московский университетский пансион и Академию художеств. Начал печататься в 1803 в пансионском журнале «Утренняя заря». Служа в 1806—1824 в Министерстве иностранных дел и много путешествуя по Европе и Сев. Америке, напечатал несколько книг путевых очерков. Выйдя в отставку, Свиньин занялся изучением России, собирал исторические документы, сведения о замечательных соотечественниках. Материалы о них печатал в своем журнале «Отечественные записки» (1818—1830). Книги «Достопамятности Санктпетербурга и его окрестностей» (ч. 1—5, 1816—28), «Картины России…» (1839) и др., иллюстрированные самим Свиньиным, сыграли определенную роль в истории русской культуры.

Из романов Свиньина наиболее интересен «Ермак, или Покорение Сибири» (1834). Драматические опыты («Светский быт» и др.) менее удачны. Свиньин издал первое жизнеописание русского механика-самоучки И. П. Кулибина (1819), оказал поддержку молодому Н. В. Гоголю, поэтам-крестьянам Ф. Н. Слепушкину, И. С. Сибирякову, Е. И. Алипанову. В 1811 году Свиньин избран действительным членом Академии художеств, а в 1833 году — Российской академии. В 1839 возобновил издание «Отечественных записок», где напечатал отрывок из своей «Истории Петра Великого».

Л. Н.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Свербеев Д.Н. о Свиньине П.П.

"Этот «Павлушка» имел, однако, счастье исполнить, будучи еще молодым человеком, одно важное поручение. Его, чиновника министерства иностранных дел, хорошо знавшего английский язык, отправили в Соединенные Американские Штаты в 1813 году с приглашением от императора Александра к генералу Моро 490 прибыть в Европу и принять участие в войне против Наполеона. Павел Петрович Свиньин, tout «Павлушка» qu'il fut *, имел честь сопровождать героя первой французской революции. Можно бы, казалось, после такого успеха на нем и остановиться, либо идти обыкновенной, торной служебной дорогой, - Свиньину было этого мало. Он пустился в художество и в авторство. Насколько был он хорошим живописцем, мне неизвестно; я много слышал толков его о живописи и о необходимости создать русскую школу. Кикин, легко увлекавшийся всеми возможными отраслями российского патриотизма, кроме либерального, попался на эту удочку и был вместе со Свиньиным и Мамоновым одним из первых основателей Общества поощрения русских художников 491, которое, надо отдать ему справедливость, произвело Брюллова 492.. О Свиньине как о живописце рассказывали, что он открыл, собственно для себя, самый легкий способ писать картины. Он был пейзажист, и, начертив в своем воображении какой-нибудь ландшафт, нарисованный им карандашом вчерне, этюд приносил к одному из покровительствуемых им юных талантов, прося его написать масляными красками небо, с которым будто бы сам Свиньин не мог совладать, потом другого художника просил написать землю и зелень, третьего - деревья, четвертого - воду и т.д. Составленный таким образом пейзаж выдавал он за свое произведение и выставлял на нем в уголке свое имя с обычным: «pinxit» **. В качестве литератора и журналиста поступал он тоже особенным образом, непрестанно, для каждой книжки своего журнала (а выдавал он их, кажется, 12 в год), создавал какого-нибудь русского гения-самоучку, который будто бы по особенному понятию делал величайшие открытия по всем частям человеческого знания. Если и были между ними люди сколько-нибудь замечательные, то разве только потому, что они сами по себе собственным трудом доходили до решения задач, давно уже известных и одним им только неведомых.

В литературном отношении ученик Шишкова и член «Беседы любителей русского слова», Свиньин был последователем тогдашней первой славянофилской школы, враждебно относился к Карамзину и его последователям арзамасцам 493 и везде проявлял свое страстное сочувствие к допетровской Руси и отвращение ко всем иноземным нововведениям. Должно, однако, говоря о Свиньине и по этому случаю о самой «Беседе», отдать тогдашним славянофилам справедливость в том, что они все вообще не дерзали еще тогда касаться с хулой ненависти к гиганту между гениями, по выражению Наполеона I, Петру Великому. Следовало бы мне хотя слегка взглянуть на тогдашние «Отечественные записки», чтобы припомнить самому себе и другим, за что именно в то время так ненавидели этого Свиньина, в свою очередь, все литераторы других кружков, кроме Шишковского. Наружность его была самая порядочная и приличная, а разговор гораздо интереснее, чем всех прочих кикинских посетителей".

Примечания

*  попросту «Павлушка», кем он (тогда) был (фр ).

**  «написал» (лат.).

Цитируется по изд.: Д.Н. Свербеев. Мои записки. М., 2014, с. 151-152.

ККомментарии

490. Моро (Moreau) Жан Виктор (1763-1813), французский генерал, участник революционных войн и противник Наполеона I. Вынужденно эмигрировал в Америку, вернулся в Европу по приглашению союзного командования в 1813 г. и стал советником антинаполеоновской коалиции.

491. ...был вместе с... Мамоновым одним из первых основателей Общества поощрения русских художников... - Общество было основано в Петербурге в 1821 г, группой меценатов, в которую входили кн. И.А. Гагарин, П.А. Кикин, гр. А.И. Дмитриев-Мамонов и др., и существовало до 1929 г. Александр Иванович Дмитриев-Мамонов (1787-1836) - художник-баталист, генерал-майор (1831), командир Клястицкого гусарского полка.

492. Брюллов Карл Павлович (1799-1852) - художник, автор в т. ч. портретов П.А. Кикина и его семьи. Кикин упоминал о художнике в письмах (ФС. Д. 62. Л. 2).

493. ...к Карамзину и его последователям арзамасцам... - Петербургский литературный кружок «Арзамас» существовал в 1815-1818 гг., его члены выступали против архаических литературных вкусов и традиций, защитники которых объединились вокруг А.С. Шишкова в «Беседе любителей русского слова».


Далее читайте:

П.П. Свиньин. Поездка в Грузино. (Фрагмент об А.А.Аракчееве).

Аракчеев Алексей Андреевич (биографические материалы).

Россия в XIX веке (хронологическая таблица).

Сочинения:

Опыт живописного путешествия по Северной Америке. СПб., 1815;

Ежедневные записки в Лондоне. СПб., 1817;

Записки о жизни генерал-фельдмаршала Н. И. Салтыкова. СПб., 1818;

Краткая опись предметов, составляющих Русский музеум. СПб., 1829.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС