Стальский Сулейман |
|
1869-1937 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Стальский (настоящая фамилия - Гасанбеков) Сулейман (18.5.1869, аул Ашага-Стан в Дагестане - 23.1 1.1937), лезгинский ашуг, народный поэт Дагестана (1934). Сын бедного крестьянина. С 1882 работал батраком, рабочим на железной дороге и нефтепромыслах. До конца жизни был неграмотным. Стал известен с 1900, когда стал ашугом, получая средства к существованию пением песен. Шумно приветствовал революцию, стали известны его песни "России" (1919), "Жди, Сулейман, большевиков" (1919) и т.д. По собственным словам: "Я подобен зарытому в землю заржавленному оружию, которое коммунистическая партия и Советская власть раскопали, придали ему блеск и остро заточили". М. Горький, любивший цветастые сравнения, назвал Стальского "Гомером XX века", а впоследствии эта фраза была широко раскручена советской пропагандой. Очень широко распространялись его песни, среди них: "Наша власть" (1930), "Старый враг не может быть другом" (1931), "Наша сила" (1934), "Колхозница Инджихан" (1935), "Поэма о Серго Орджоникидзе" (1936), "Дума о родине" (1937) и т.д. Стихи Стальского неизменно включались в школьную программу. После смерти И.В. Сталина Стальский был полностью забыт. Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000 Стальский Сулейман (1868-1937). Народный поэт Дагестана (1934), по национальности — лезгин. Один из любимейших поэтов Кремля. Родился в ауле Ашага — Сталь (отсюда «Стальский»). С тринадцати лет работал по найму. С 1909 г. известен как «ашуг» (бродячий певец). Стихи слагал устно. До революции гневно бичевал угнетателей народа. Великий Октябрь сделал его поэтом народной радости. На Первом Всесоюзном съезде писателей (1934) М. Горький назвал Стальского «Гомером XX века», после чего он создал еще ряд произведений на самые разнообразные темы, в том числе о Красной Армии, партии большевиков, о Сталинской конституции, о прекрасной жизни в СССР. В Литературной энциклопедии 1939 г. сказано: «Особенно замечателен цикл песен Стальского о величайшем вожде пролетарской революции — товарище Сталине... Отличительная черта этих произведений — глубокая искренность, эмоциональная насыщенность». Сохранилась фотография — Сталин из президиума слушает поэта-ашуга Стальского, выступающего на Всесоюзном съезде животноводов. Переводы произведений Стальского на русском языке печатались главным образом в газетах «Правда» и «Известия». В частности, в «Правде» (1937. 5 дек.) был напечатан отрывок из посмертной поэмы о Сталине под названием «Сыну». Излюбленная форма стиха у Стальского — обычные ашугские «рубайи»: три строки рифмованные, одна свободная (в различных комбинациях). А. Авторханов пишет: «Сталин, как и все восточные деспоты, разрешал своим рабам воспевать себя и даже пошел дальше их. Он решил занять место официально изгнанного христианского Бога, чтобы вся страна молилась отныне ему одному. В церковь ходят только верующие, но в церковь Сталина ходили все, и никто не верил ни в какой коммунизм, в первую очередь сам глава этой церкви. Именно поэтому "молитвы" паствы были гиперболические по формулам, напыщенные по тону, приторные по вкусу и насквозь фальшивые по существу. Вспомним, что писали поэты о Сталине и о Сталинской конституции в разгар великой чистки в 1937 г. Особенной выспренностью в то время отличалось „народное поэтическое творчество" о Сталине, которое преподносилось от имени кавказских и туркестанских поэтов и певцов. Тюркское слово „акын" и кавказское „ашуг" (народный певец) впервые вошли в словарь русского языка в те годы именно из-за стихов о Сталине. Ставшие тогда знаменитыми на весь советский союз казахский девяностолетний акын Джамбул1 или восьмидесятипятилетний дагестанский ашуг Сулейман Стальский были совершенно неграмотными людьми, а им приписывали не только стихи, но и целые поэмы о Сталине — в полном соответствии с „Кратким курсом истории партии". Ларчик открывался просто: их заставляли пересказывать оды древних восточных певцов об их добрых царях, шахах, халифах и султанах, русские переводчики их переводили на русский язык с небольшой модернизацией, „созвучной эпохе": в стихах и песнях акынов и ашугов вместо всех этих добрых, великих, солнечных шахов и халифов появлялся только один Сталин» (Авторханов А. Загадка смерти Сталина. М., 1992. С. 111). В 1936 г. Стальский был награжден орденом Ленина. «...Сломленный, почти всегда нетрезвый и остроумный поэт Михаил Светлов, 2) кормившийся переводами с языков народов СССР, однажды был остановлен в Клубе писателей бесталанным толстяком-туркменом, который начал упрекать Светлова в том, что тот "перевел его стих совсем-совсем неправильный". "Будешь шуметь, — весело сказал подвыпивший Светлов, — переведу тебя обратно"» (Свирский Г. На лобном месте. М., 1998. С. 267). Примечания1) Д. Джабаев (1846-1945) — казахский поэт-акын. Лауреат Сталинской премии. 2) М.А. Светлов (Шейнкман) (1903-1964) — советский поэт. Автор песен «Каховка», «Гренада» и др. Лауреат Ленинской премии (1967 г., посмертно). Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |