Соловьев Владимир Сергеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Соловьев Владимир Сергеевич

1853-1900

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Владимир Сергеевич Соловьев

Владимир Соловьев в 80-е годы XIX ве века.

Русский религиозный философ, поэт, публицист

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853-1900) — русский религиозный философ, поэт, публицист. Делом всей его жизни было создание системы православной философии, предполагающей единство теории и жизненного, практического действия. Основные философские труды: «Критика отвлеченных начал», «Чтения о Богочеловечестве», «Духовные основы жизни», «История и будущность теократии», «Теоретическая философия», «Оправдание добра», «Смысл любви», «Три разговора».

Неудовлетворенность современным рационалистическим философствованием приводит С. к стремлению соединить полноту содержания духовных созерцаний Востока с «логическим совершенством западной формы». Сближение православной веры и философии помогло мыслителю ввести в философский оборот ряд чисто религиозных идей. Особенно плодотворными оказались идеи «всеединства» и «Богочеловечества».

«Всеединство» в концепции С. — начало и цель мирового процесса, внутренняя связь между Богом и миром: «Абсолют есть Единое, в котором заключено всё». Единое, Бог как Творец бытия придает миру характер завершенной целостной системы. «Всеединство» есть идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность, гармонизированность всех эмпирически несогласованных, конфликтных элементов и «стихий» бытия. «Истинное всеединство» потенциально объемлет и человека, указывая ему цель и смысл жизни, сущность человека не может быть сведена к каким-либо частным определениям.

Осуществление сущности человека как «живого всеединства» свершилось, по С., в лице Христа, оно явилось для людей «как высшая сила, которая овладела ими, но которой они не овладели». Поэтому христианская идея человеческого единения снизилась до «христианства домашнего», лишь до индивидуальной жизни немногих душ человеческих. Для большинства же Христос остался далеким и непостижимым фактом. Христианская идея стала формализмом церковной организации, безуспешно пытающейся одухотворить общество, социальные отношения и самого человека.

Поскольку «всеединство» является в концепции С. центральным онтологическим (бытийным) принципом, постольку смысл всего сущего и должного в этом мире раскрывается С. только через их причастность, внутреннюю соотнесенность с Божественным. С. строит свою онтологию, отталкиваясь от идей Платона, следуя за Иоанном Дамаски- ном и другими Отцами церкви. Философ увлекается Кантом, однако отвергает его критицизм, направленный на исследование границ и содержания познания. Для С. характерно признание зависимости процесса познания от структуры самого бытия, зависимость гносеологии от онтологии, поэтому концепция С. получила название «онтологической гносеологии». Сам акт познания является развертыванием идеи воссоединения бытия: познание и есть та воссоединяющая активность, в итоге которой устанавливается истина — актуальное единство познающего и познаваемого.

Поскольку истина «задана», то всё остальное при «истинном», нормальном ходе истории может только свидетельствовать о ней. Так возникает понятие смысла. «Под смыслом какого-нибудь предмета, — писал С., — разумеется его внутренняя связь со всеобщей историей». Смещение внимание философа с проблем анализа бытия на смысл сущего, лишь причастного Абсолютному бытию, соотнесенному с Ним, кроме религиозных оснований обусловлено неприятием С. отвлеченного, абстрактного философствования Запада. Только человек как единственное сущее в этом мире, непосредственно причастное Абсолюту, может любовно содействовать раскрытию, высвобождению божественных потенций мира и тем самым утверждению в настоящем идеала будущего. Поэтому теорию С. можно назвать «экзистенциологией» — учением о сущем. Для самого мыслителя последовательное осуществление веры в Бога и веры в человека осуществляется в единой, полной и «всецелой» истине Богочеловечества.

Идеи «всеединства» и «Богочеловечества» дополняются у С. идеей мистического восхождения к Первоединому — теургией. Стремясь к универсальному синтезу науки, философии, религии, С. говорит о реальной возможности «цельного знания», которое вместе с «цельным творчеством» образует «цельную жизнь». Одним из средств достижения этого является магия любви, эстетическое творчество как «общение с высшим миром путем внутренней творческой деятельности». Акт творения, преображающий хаос, разрозненный мир в гармонический космос, есть длительный процесс мистического соединения «лучезарного небесного существа Софии» с реальной стороной мира, с материей. Человек в этом процессе является посредником, связующим звеном. Реальной силой, просветляющей и перерождающей весь человеческий мир, является искусство, красота которого демиургична (несет в себе творческое начало) по отношению к природе и теургична с точки зрения окончательного состояния будущего мира (способствует единению всех элементов мира в Абсолюте).

Элементы эстетической теургии в учении «становящегося Абсолютного», то есть Богочеловечества, проявляются в своеобразной эротической утопии С., в его магической концепции любви и творчества. Задача эротической магии С. — преодоление в единичной человеческой телесности односторонностей мужского и женского, что, с его точки зрения, должно способствовать «воскрешению природы для вечной жизни» и восстановлению истинного «цельного» человека. Магия любви и эстетического переживания у С. являлась теургическим механизмом, приводящим весь мир к Всеединству и Богочеловечеству — смысловому центру историософии (религиозно-метафизической концепции истории) С.

«Воплощение» для философа есть не единичный факт явления Богочеловека Иисуса, а постоянный процесс и общий «метод» спасения человечества и одухотворения мира. Поднимаясь к Богочеловечеству, люди вместе с собой поднимают и природу, которая в конце концов обратится в светлую телесность царства очищенных духов. Но процесс этот длителен. Очищение и возрождение мира должно быть только проявлением свободной воли Запада и Востока. Поэтому, по мнению С., основная задача христианства заключается в примирении Запада и Востока. Симптомом «упразднения... многовекового раздора между Западом и Востоком» является «упразднение спора между славянофилами и западниками» в русской культуре.

Идея «взаимной необходимости» христианского Востока и Запада является развитием «христианской политики» С. в свете очерченной им всемирно-исторической перспективы человечества, завершающего себя в Богочеловечестве. Идея «вселенской культуры», культуры Богочеловечества воплощается С. в концепцию теократической государственности, в концепцию создания государства на религиозной основе. Почитатель и продолжатель идей С. Н. Бердяев разработал эту идею в работе «Новое Средневековье».

Идея «собирания» христианского общества в живое «всечеловеческое» единство как «внутренняя русская задача», идея России, как бы снимающая все противоречия между Востоком и Западом; сознание единства исторического процесса проповедовались С. до конца жизни. «Сцена всеобщей истории страшно выросла за последнее время и теперь совпала с земным шаром», — писал он незадолго до смерти. С. во многом определил направление религиозно-философских исканий в русской философии начала XX в.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 347-348.


Вернуться на главную В.Соловьева

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС