Соловьев Владимир Сергеевич |
|
1853-1900 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Владимир Сергеевич Соловьев
Владимир Соловьев в 80-е годы XIX ве века. Русский философСоловьев, Владимир Сергеевич (1853-1900) — русский философ, поэт. Сын историка С. М. Соловьева. Учился на физико-математическом факультете Московского университета. В 1874 г. защитил в Петербурге магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивистов». Основу философии Соловьева составили разработанные им понятия Всеединства, Добра и его воплощений, богочеловечества, Софии. Онтологические, этические, социологические и историко-философские взгляды Соловьева нашли наиболее систематическое выражение в труде «Оправдание добра. Нравственная философия». Должное содержание или смысл человеческой жизни Соловьев видит в осуществлении человеком, обществом или человечеством в целом идеи Добра. Добро трактуется онтологически как высшая сущность, получающая воплощение в различных формах — от индивидуального бытия человека до истории человечества. Воплощение Добра в человеческой природе проявляется прежде всего в первичных данных нравственности: чувствах стыда, жалости (сострадания) и благоговения. Испытывая стыд по отношению к низшему в себе, человек стыдится своей животной природы, порабощенности грубым материальным миром. Стыд есть свидетельство человеческого достоинства: «Я стыжусь, следовательно существую, не физически только, но нравственно». Чувство жалости — корень этического отношения к другим людям и ко всем живым существам. Благоговение, или преклонение перед высшим, составляет нравственную основу религии. Благодаря наличию первичных данных нравственности люди способны видеть различие между добром и злом, вырабатывать и воспринимать моральные нормы, формулировать учение о нравственности. Соловьев не принимал противопоставления личности и общества. Человек для него — существо лично-общественное. Соловьев различает три основных формы организации человеческого общества: 1) родовая форма; 2) национально-государственный строй; 3) всемирное общение жизни. Последняя из этих форм есть осуществление идеи всеединства — идеал будущего, когда в «действительном нравственном порядке» будут преобразованы и воссоединены все элементы бытия, содержащие, даже в своем несовершенном состоянии, «искру Божества». Соловьев много размышлял о возможных путях достижения богочеловечества и о роли России в этом Процессе. В конце 1870-х гг. он выдвигал идею России как «третьей силы», свободной от недостатков и ограниченностей двух других — «восточной» (чрезмерно подчиняющей личное начало общему) и «западной» (утверждающей чрезмерную независимость частного от общего). Третья сила должна «примирить единство высшего начала с свободной множественностью частных форм и элементов». Впоследствии Соловьев отказался от противопоставления России «западной силе». В «Русской идее» (лекция, прочитанная в 1888 г.) он резко критикует русскую церковно-государственную и национальную политику, утверждает необходимость подчинения национального начала задачам служения России «во благо всего христианского мира». В таком подчинении виделся Соловьеву смысл русской идеи. Сочинения Соловьева: «Критика отвлеченных начал» (1880), «Чтения о богочеловечестве» (1877-1881), «История и будущность теократии» (1885- 1887), «Россия и вселенская церковь» (1889), «Оправдание добра» (1897-1899), «Три разговора» (1900) и др. Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 403-405. Вернуться на главную В.Соловьева
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |