![]() |
Поль Сезанн |
1839-1906 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Поль Сезанн
Автопортрет. 1875.
Сезанн преклонялся перед природой, он утверждал ее величие и красоту. Но он осмелился нарушить законы построения пейзажа, сложившиеся в живописи со времени Пуссена. Вначале это принесло ему участь отверженного, впоследствии - всемирную славу основателя нового искусства. К своим открытиям в живописи Сезанн пришел, конечно, не сразу. Он учился в Эксе в коллеже, где изучались и древние языки, и античная литература. Живя в Эксе, можно было почувствовать дух культурной традиции Средиземноморья - колыбели европейской цивилизации. Этому способствовала и окружающая природа. Рядом с Сезанном был его друг - будущий знаменитый писатель Эмиль Золя. Их связывала романтичная дружба. Золя первым уехал в столицу и начал свой путь журналистом, художественным критиком; многие идеи, которые он выдвигал в своих статьях, обсуждались им в беседах и письмах с Сезанном. Когда Сезанн посещал Париж, Золя становился его гидом, посредником при знакомстве с художниками и писателями. Ранние картины Сезанна, созданные им в 1860-е годы, написаны очень темными красками, с большим количеством черного цвета, видно, что иногда художник накладывал краску прямо ножом, широкими пластами. На первых порах его творчество овеяно традицией романтизма. Сезанн зачитывается Виктором Гюго, изучает живопись Делакруа.
Пейзаж импрессионистов часто соединялся с жанровой картиной. У Моне по глади Сены скользят паруса яхт, у Писсарро виден оставленный в поле крестьянский плуг. У Сезанна пейзаж всегда безлюден. Это мир, которого не затрагивает деятельность человека. Пейзаж "Берега Марны" (1888, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва) написан в центральной Франции. По выбранному мотиву он близок импрессионистическим картинам, но у Сезанна река кажется застывшей, с зеркальной гладью; неподвижными кулисами стоят деревья по берегам. Гамма красок сдержанно-холодноватая, сквозь живописный слой кое-где проглядывает белая грунтовка холста. В пейзаже "Гора Сент-Виктуар" (1900, Государственный Эрмитаж, Ленинград) могучая голубоватая глыба вздымается в небо, царя над теплыми желтовато-охристыми морщинами предгорий, покрытыми клубящейся сине-зеленой растительностью. Чувство наступающего массива гор, умение передать их величие сближают Сезанна с Пуссеном, несмотря на различие их художественных систем. Натюрморты Сезанна, которые он писал очень подолгу, иногда по нескольку месяцев, передают то же ощущение величия, но воплощенное в маленьких, будничных вещах. Его яблоко невозможно было бы надкусить. Складки белых салфеток столь же значительны в своей архитектонической роли, как каннелюры античных колонн. Сезанн строит форму, ищет ее первооснову, выявляет структуру сложных формообразований. Его натюрморты - это творческая лаборатория мастера. От них отталкивались в начале столетия кубисты - Пикассо и другие художники. Но если Сезанн выявлял форму, оставляя ее реальный образ, то кубисты разъяли предмет на части) анализируя его строение. Многое можно было бы рассказать о проблемах, которые решал в своем творчестве Сезанн, о загадках, которые он оставил для своих исследователей. О Сезанне написано много книг. Различные историки искусства создавали свои теории, объясняющие принципы его искусства, полемизировали друг с другом. Биографы и популяризаторы описывали драматическую жизнь Сезанна - человека страстного, мятущегося, гордого и одинокого. Первое отражение в литературе искусство и жизнь Сезанна получили в известном романе Эмиля Золя "Творчество", вышедшем в свет в 1886 году. Герой романа Клод Лантье отнюдь не целиком списан с Сезанна, это собирательный образ представителя новой плеяды художников, интересы которых вначале защищал Золя в критике. Но писатель разочаровался в новом художественном движении, и Лантье изображен в его романе как неудачник. Выход в свет романа стал причиной разрыва Золя с его прежними друзьями-художниками. Искусство Сезанна публика не любила и не признавала даже тогда, когда импрессионисты уже были в моде. Признание к художнику пришло от молодых художников в 1890- 1900-е годы. Они навещали его в Эксе, записывали разговоры с ним. Стали устраиваться выставки Сезанна, пользовавшиеся все большим успехом. Но настоящая слава пришла к нему лишь посмертно. Использованы материалы статьи К. Богемской в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.
ПОЛЬ СЕЗАНН "Одиночка против собственной воли", как писал Рамюз, Сезанн на протяжении всей своей жизни был, как и Дега, одинок даже среди импрессионистов, выставившись вместе сними только два раза, в 1874 и 1877 году. Ренуар, Моне, Сислей и, в особенности, Писарро неоднократно уговаривали художника работать над пейзажами и, как и они сами, осветлить палитру. Долгое время Сезанн вынужден был сопротивляться собственным романтическим тенденциям и влиянию великих мастеров прошлого, которому были подвержены все импрессионисты. Живописец находит себя в изучении пейзажа, видя в нем, в первую очередь, мощный творческий порыв природы. Окружающий мир, таким образом, мыслится не как законченная реальность: это мир в процессе созидания. "Я хочу написать девственность мира", "я хотел видеть геологические слои", - напишет Сезанн. К этому видению жизни прибавляется ощущение некой управляющей ею силы, которую художник мечтал повторить в живописи. Техника импрессионизма, наложение тонов, напоминает в его работах кристаллизацию минерала, сцепление первых элементов. Сезанн пишет, используя модуляцию разных оттенков одного цвета, наложенных друг на друга с доселе невиданной тщательностью. Четкое представление результата присутствует заранее. "Сезанн, - пишет Матисс, - хотел видеть силу в каждом тоне". Ему вторит Боннар: "Сезанн хотел, чтобы все переходы были обдуманными тонами". Каждый мазок на его картинах обдуман, сознательно выбран и высчитан. Ради выявления сущности живописное видение мастера отвергало детали и орнаментальные украшения. Орсе. (путеводитель по музею)
П.Сезанн. «Гора Санта-Виктория». 1895.
П.Сезанн. «Гора Святой Виктории». 1898.
Литература:Поль Сезанн. Переписка. Воспоминания современников (Сост., вступит. статья, примечания и хронология жизни и творчества Сезанна Н.В.Яворской) М., 1972.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |