Сен-Симон, Клод Анри де Рувруа |
|
1760-1825 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Клод Анри де Рувруа Сен-Симон
Сен-Симон (Saint-Simon), Клод Анри де Рувруа (de Rouvroy), де (17.Х.1760 - 19.V.1825), граф, - французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. Родился в аристократической семье. Получил под руководством Д'Аламбера домашнее образование в духе века Просвещения и смолоду проявлял глубокий интерес к достижениям естественных наук и передовой общественной мысли. Офицером вступил в ряды французской армии; добровольцем участвовал в войне за независимость североамериканских колоний против Англии. В 1783 году вернулся во Францию. В годы Великой французской революции Сен-Симон занялся покупкой и перепродажей национального имущества и нажил большое состояние. Он приветствовал с буржуазно-либеральных позиций революцию, после попытки бегства короля (1791) вошел в связь с буржуазно-республиканскими кругами. В годы Конвента проявлял лояльное отношение к якобинским властям, после 9 термидора был противником роялистской контрреволюции, поддерживал правительство Директории, а затем и консульство Наполеона Бонапарта. К концу 18 века в жизни и взглядах Сен-Симона произошли перемены. В 1797 году он разорился, остаток средств потратил на самообразование и путешествия по Европе и до конца жизни пребывал в нищете. На рубеже 18 и 19 веков формировались основные элементы нового мировоззрения Сен-Симона. Оно отразило противоречия созданного революцией буржуазного общества, растущее разочарование в нем первых поколений пролетариата и трудовой интеллигенции. Сен-Симон замыслил исправить результаты революции с помощью научной системы, основанной на применении к социологии принципов естествознания. Начав с идей «социального физицизма», построенного на механическом распространении ньютоновского закона всемирного тяготения на общественные явления, Сен-Симон разрабатывал затем концепцию «социальной физиологии», в которой рационалистические воззрения 18 века сочетались с историзмом и экономизмом в объяснении общественных явлений. Объясняя развитие общества сменой господствующих в нем философско-религиозных и научных идей, Сен-Симон при этом отводил огромную роль в истории «индустрии» (под которой подразумевал все виды экономической деятельности людей), а также формам собственности и классам, олицетворяющим определенные формы собственности. Каждая общественная система, доказывал Сен-Симон, развивает постепенно и до конца свои идеи и господствующие формы собственности, после чего эпоха созидательная, «органическая» сменяется «критической», разрушительной эпохой, означающей глубокий кризис данной общественной системы, ведущий к ее разрушению и к построению на базе новых философских и моральных идей более высокого общественного строя. Таким образом, философско-историческая система Сен-Симона, оставаясь в целом идеалистической, содержала в себе проблески материалистической мысли и зерно понимания диалектических черт исторического процесса; она делала первый шаг по пути рассмотрения общественных явлений как различных сторон закономерно развивающегося целостного организма. Картина всемирной истории, фрагменты которой можно найти во многих сочинениях Сен-Симона, пронизана мыслью о прогрессе, как поступательном движении человечества от низших общественных форм к высшим. Основными ступенями прогресса Сен-Симон считал переход от первобытного состояния людей к политеизму и основанном на нем рабству, а затем смену политеизма монотеизмом христианской религии, что привело к утверждению феодально-сословного строя. С 15 века, доказывал Сен-Симон, наступила новая критическая эпоха: феодальная богословско-сословная система переживала глубокий кризис, возникло научное мировоззрение с его носителями - светскими учеными и индустриалами-промышленниками. Французская революция 18 века была закономерным утверждением этой исторической смены, но революция уклонилась от правильного пути построения научной общественной системы и оставила страну в неорганизованном состоянии. Это философско-историческое построение лежит в основе созданного Сен-Симоном утопического плана рационального общественного строя, «промышленной системы». Сен-Симон доказывал, что путь создания нового общества, наиболее выгодного для наибольшей массы людей, лежит через расцвет промышленного и сельскохозяйственного производства, через всемерное развитие производительных сил общества и искоренение в нем всякого паразитизма. Основными чертами «промышленной системы» Сен-Симона были превращение общества во всестороннюю ассоциацию людей, введение обязательного для всех производительного труда, открытие равных для всех возможностей применить свои способности, планирование промышленного и сельскохозяйственного производства, превращение государственной власти в орудие организации производства и управление вещами, а не людьми, постепенное утверждение всемирной ассоциации народов и всеобщий мир при стирании национальных границ. Сен-Симон не видел и не понимал противоположности интересов пролетариата и буржуазии, объединяя их в единый класс «индустриалов», проповедовал сотрудничество классов и отказ от революционных методов борьбы, сохранял собственность промышленников на средства производства и предпринимательскую прибыль и вручал руководство обществом «промышленной системы» наряду с учеными и техниками промышленникам и банкирам, отводя последним важнейшую роль в плановом регулировании экономики. Однако мысль Сен-Симона направлялась к социалистической цели и стремилась найти пути уничтожения классовой эксплуатации пролетариата. В его «промышленной системе» роль буржуазии сводилась к тому, чтобы в качестве доверенных лиц общества за мзду прибылей вывести из нищеты беднейшие классы общества и обеспечить для трудящихся рост общественного богатства. В своем последнем сочинении «Новое христианство» Сен-Симон «...прямо выступил как выразитель интересов рабочего класса и объявил его эмансипацию конечной целью своих стремлений» (Маркс К., Капитал, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 154). Идеалистические основы мировоззрения Сен-Симона делали невозможным для него решение этой задачи иначе, как путем мистического преодоления классовых противоречий. Разработанная Сен-Симоном религиозная концепция «нового христианства» призвана была дополнить материальные стимулы «промышленной системы» моральными требованиями новой религии, с ее лозунгом «все люди – братья». Апелляция к религии нагляднее всего обнаруживала реакционные тенденции в учении Сен-Симона. Тем не менее, в целом оно представляло большой шаг вперед в развитии утопического социализма. В учении Сен-Симона утопический социализм впервые переходил от примитивных представлений о социалистическом обществе, основанном на общинном патриархальном сельскохозяйственном и ремесленном производстве и от связанных с этим аскетических уравнительных принципов распределения, к идее социалистического общества, основанного на расцвете науки и индустриальных производительных сил, создающих изобилие, возможность удовлетворения всех потребностей личности и осуществления социалистического принципа распределения по способностям. Учение Сен-Симона содержало некоторые гениальные догадки, явившиеся подготовительными элементами научного социализма и одним из его источников. Это учение оказало большое влияние на передовую общественную мысль и развитие социалистических идей во Франции, Германии, Италии, России и ряде других стран. В России в 1-ю половине 19 века непосредственное влияние идей Сен-Симона испытали декабрист М. С. Лунин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, H. E. Салтыков-Щедрин и другие. Ученики Сен-Симона - Б. П. Анфантен, С.-А. Базар, О. Родриг и другие, образовали школу сенсимонизма, которая систематизировала, а в ряде вопросов продолжила разработку учения Сен-Симона, развивая его социалистические тенденции. Однако она вскоре выродилась в религиозную секту и в начале 30-х годов распалась. Ряд бывших учеников Сен-Симона - О. Конт, О. Тьерри - создали свои социологические и исторические системы. H. E. Застенкер. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969. Сочинения: Oeuvres de Saint-Simon et d'Enfantin..., v. 1-47, P., 1865-78 (Сен-Симону посвящены т. 1, 15, 18-23, 37-40); Oeuvres de Saint-Simon, v. 1-6, P., 1966; в рус. пер. - Собр. соч., M.-Л., 1923; Избр. соч., т. 1-2, М.-Л., 1948. Литература: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 496-512; Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, там же, т. 19, с. 193-96; его же, Анти Дюринг, там же, т. 20; его же, Диалектика природы, там же (см. Указат. имен); Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистич. взгляда на историю, Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956, с. 535-63; его же, Французский утопический социализм XIX в., там же, т. 3, М., 1957, с. 521-66; его же, Утопический социализм XIX в., там же, с. 586-602; Арк А-н, Анри Сен-Симон, его жизнь и учение, М.-Л., 1926; Волгин В. П., Сен-Симон и сен-симонизм, М.. 1961; Застенкер Н. Е., Анри де Сен-Симон, в сб.: История социалистич. учений, М., 1962, с. 208-27; Weill G., Saint-Simon et son oeuvre, P., 1894; Gurvitch G., Les fondateurs français de la sociologie contemporaine: Saint-Simon et P.-J. Proudhon, P., 1956; Manuel Fr., The new world of Henri Saint-Simon, Camb. (Mass.), 1956; Walch J., Bibliographie du Saint-Simonisme, P., 1967. Вернуться на главную страницу Сен-Симона
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |