Сишор Карл Эмиль |
|
1866-1949 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Карл Эмиль СишорСишор (Seashore) Карл Эмиль (1866—1949) — американский психолог, специалист по проблемам психологии образования, психометрики, психологии искусства и музыки, психологии зрения. Биография. Вместе с семьей эмигрировал из Швеции в США. В 1890 г. окончил колледж Густава Адольфа в Санкт-Петербурге, Миннесота, где у него впервые проявился интерес к музыке (пел в хоре, играл на разных музыкальных инструментах и принимал участие в музыкальных мероприятиях). С 1890 г. — заведующий аспирантурой Университета Айовы. Образование получил в Йельском университете, где освоил структурную психологию Э. Б. Титченера и где в 1895 г. защитил докторскую диссертацию. С 1897 г. — директор психологической лаборатории Университета Айовы. Президент Американской психологической ассоциации (1947). Исследования. Сформулировал собственную теорию музыкальных способностей, в которой музыкальный талант трактовался как врожденный и не подверженный влиянию внешних обстоятельств. Соответствующие врожденные способности имеют различные степени выраженности. В рамках этих представлений и на основе психометрических требований к психологическим измерениям разработал первый стандартный тест — «Шкалу музыкального таланта Сишора» (Seashore Measures of Musical Talent. Columbia Gramophone, 1919). Первоначальный набор состоял из шести субтестов, записанных на грампластинку. Строился прежде всего на основе применения психофизического метода константных раздражителей. Тестируемому сначала в качестве эталона предлагали звук, а затем — второй, в чем-то отличный от первого (по громкости, высоте и т. д.). Разные субтесты были построены на сравнении по высоте (частоте звуковой волны), громкости (амплитуде), времени (длительности), консонансам и диссонансам (рисунку). Кроме того, давался субтест на тональную память. Допускалось, что есть и другие проявления музыкального таланта, но именно задействованные в тесте поддаются измерению. Потенциально талантливый человек должен хорошо их выполнить, а если получены плохие результаты, то нечего тратить силы на занятия музыкой, так как развить талант невозможно. В 1930-х годах К. Э. Сишор пересмотрел свои тесты, чтобы привести их в соответствие с новой техникой звукозаписи (Revision of the Shore Measures of Musical Talents // University of Iowa Studies: Aims and Progress in Research. 1939, 65, 1 —66 (with J. C. Saetveit and D. Lewis)). При этом субтест на консонансы и диссонансы был опущен, поскольку не было реальных стандартов. Был пересмотрен и тембровый субтест. Проверка валидности результатов с помощью внешних критериев доказала полезность субтестов на высоту звука, ритм и тональную память. Прогностическая валидность остальных оказалась меньшей. Также занимался исследованиями музыкального звучания (голоса, рояля, скрипки). Высказывал мнение, что в основе ощущения красоты музыки лежит ее способность вызывать в слушателе разнообразные чувства и эмоции (In Search of Beauty in Music. Ronald Press, 1949). В дальнейшем вместе с Н. К. Мейером разработал тест художественной оценки. В нем тестируемому предлагались два произведения искусства, обычно картины, и он должен был выбрать лучшее. При этом одно произведение было копией оригинала, написанного художником, другое содержало в себе некоторые изменения, которые делали его эстетически менее привлекательным. Субъекты с хорошим художественным вкусом выбирали копии оригиналов. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 533. Далее читайте:Исторические лица США (указатель имен). Сочинения: The Psychology of Musical Talent. Silver-Burdett, 1919; The Psychology of Music. N. Y.: McGraw-Hill, 1938. Литература: К. Э. Сишор // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепма- на, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |