Савин Иван Иванович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Савин Иван Иванович

1899-1927

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Иван Иванович Савин

Савин Иван Иванович (наст. фамилия Саволайнен, в эмиграции он изменил ее на Саволаин) (29.08[11.09].1899—12.07.1927), поэт-монархист. Отец его был финн, мать — гречанка, в роду которой были также русские и молдаване. Детство и юность Савина прошли в городке Зеньков Полтавской губ. Окончив гимназию, он пошел добровольцем в кавалерию армии генерала Деникина и в 1919—21 воевал в рядах белгородских улан на Дону, Кубани и в Крыму. Четыре его брата-белогвардейца погибли во время гражданской войны: двое были убиты в боях, двое расстреляны в Крыму. Их смерть Савин отметил глубоко лирическими стихами. После поражения Добровольческой армии больной тифом Савин не смог эвакуироваться из крымских портов с войсками генерала Врангеля. В джанкойском железнодорожном лазарете его взяли в плен красные. После 2-летнего пребывания в плену ему удалось бежать в Петроград и благодаря финскому происхождению получить разрешение на выезд в Финляндию. В Гельсингфорсе ему пришлось заниматься физическим трудом. Свободное время Савин посвящал литературе; писал стихи, прозу, статьи, печатался в эмигрантской периодике. В эмиграции сразу же приняли Савина, оценив его талант и его твердые политические убеждения, не допускавшие сомнений в том, что исход русской революции для России трагичен. Творческое наследие «поэта Белой мечты» (так называли Савина критики) невелико, оно отражает только 5-летний зарубежный период его жизни: 1922—27. В 1926 вышел единственный поэтический сборник Савина «Ладанка». 2-е, дополненное издание «Ладанки» вышло в США в 1958, а к 60-летию со дня смерти вдова С. Л. Сулимовская-Савина издала книгу «Только одна жизнь. 1922—1927» (1988), включившую стихи и прозу, перепечатанную из эмигрантской периодики 1920-х.

Савина считают одним из самых любимых авторов первой эмиграции. Поэзия и проза Савина автобиографичны и объединены темой любви к дореволюционной России: битва за нее, потеря ее и тоска по ней на чужбине. Для творчества Савина характерны черты романтизма, а в любовной лирике встречаются импрессионистские строки с блоковским и настроением и символикой (глаза, кольца, вино). В основном критики писали о гражданственности Савина и о его трагической жизни и ранней смерти. Ни в поэзии, ни в прозе Савин не открывал новых путей, но он сумел с предельной искренностью выразить чувства верности и долга, а пафос героики роднит его с Гумилевым. В некрологе о Савине «Наш поэт» И. Бунин писал, что «лик Белого Воина будет и богом и Россией сопричастен к лику святых».

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Савин (Саволайнен) Иван Иванович [29.8(10.9).1899, Одесса — 12.7.1927, Хельсинки] — поэт, прозаик, журналист.

Родился в Одессе, детство и юность провел в г.Зенькове Полтавской губ. Внук финского моряка, встретившего в Одессе красавицу-гречанку. Отец поэта был нотариусом, в эмиграции работал журналистом. Мать происходила из старинного молдавского рода.

Савин окончил гимназию, но дальше учиться не пришлось. «В университете не был — студенческий мундир на красной подкладке мне не к лицу. С осени 1919 по осень 1921 блуждал по Дону, Кубани и Крыму и увлекался спортом: первое время верховой ездой и метанием копья, затем — после поражения на Перекопской Олимпиаде, заставшего меня в госпитале — увлекательными прогулками по замерзшей грязи в костюме Адама и охотой за насекомыми в подвалах, особо и чрезвычайно для этого устроенных»,— писал он в шутливой автобиографии (Цит. по: Синкевич В.- С.147).

Служил в 3-м сводном кавалерийском полку Добровольческой Армии. Раненный, остался в Джанкое и попал в плен. Издевательства, голод, пытки, расстрелы товарищей он впоследствии отразил в цикле очерков «Плен», появлявшихся на страницах русской печати стран Балтии. Об этих годах в жизни поэта И.Бунин писал: «Ему не было еще и двадцати лет, когда он переживал начало революции, затем Гражданскую войну, бои с большевиками, плен у них после падения Крыма... Он испытал гибель почти всей своей семьи, ужасы отступлений, трагедию Новороссийска... После падения Крыма он остался больной тифом на запасных путях Джанкойского узла, попал в плен... Узнал глумления, издевательства, побои, голод, переходы снежной степи в рваной одежде, кочевания из ЧЕКИ в ЧЕКУ... Там погибли его братья Михаил и Павел» (Бунин И. Наш поэт // Возрождение. 1927. 4 авг.).

Стихи Савина, посвященные памяти братьев, стали одними из самых трагических в истории поэзии, посвященной Белой армии: «Ты кровь их соберешь по капле, мама, / И зарыдав у Богоматери в ногах, / Расскажешь, как зияла эта яма, / Сынами вырытая в проклятых песках. / Как пулемет на камне ждал угрюмо / И тот в бушлате звонко крикнул: "Что, начнем? " /Как голый мальчик, чтоб уже не думать, / Над ямой стал и горло проколол гвоздем» (Мой белый витязь... С.35).

Чудом уцелев, Савин бежал и перебрался в Петроград. Там он и отец, пережив ледяную и голодную зиму, подтвердив в финском представительстве свое происхождение, перебрались в Хельсинки. Какое-то время Савин лечился, затем стал работать на заводе. Но вскоре его целиком и полностью захватила литература.

Савин печатал заметки, статьи и стихи в русских изданиях — «Сегодня», «Русские вести», «Руль», «Новое время». Писал фельетоны, воспоминания о пережитом, о первых концлагерях на Соловках, о встречах с Анной Вырубовой, которую разыскал на Валааме. В той части личного архива поэта, которая находится в РГАЛИ (Ф.2276), хранятся программки любительских спектаклей и вечеров, подготовленных при участии поэта. Он организовал «Кружок молодежи», где проводил собрания, посвященные творчеству Есенина, Гумилева, Ахматовой.

В 1926 в издании Главного правления Общества галл и полийцев в Белграде увидела свет единственная прижизненная книга стихов поэта «Ладонка». Поэт Ф.Касаткин-Ростовский писал в рецензии: «К стихам Ивана Савина надо подходить бережливо. Их нельзя оценивать только с точки зрения холодной критики. Их надо почувствовать как крик сердца. В небольшой книжке, в образных и красивых стихах вылилась душа одного из тех, кто добровольно пошел бороться с поработителями России... Книга Савина есть кредо добровольца» (Касаткин-Ростовский Ф. Стихи Ивана Савина // Возрождение. 1926. 25 авг.). «Ладонка» была гимном добровольчеству и пронзительным рассказом о трагедии поколения, раздавленного, как сказал впоследствии А.И.Солженицын, «красным колесом». «Кто украл мою молодость, даже / Не оставив следа у дверей? / Я рассказывал Богу о краже, / Я рассказывал людям о ней. / Я на паперти бился о камни. / Правды скоро не выскажет Бог. / А людская неправда дала мне / Перекопский полон да острог» (Мой белый витязь... С.30). Поразительной силы были строки С. о его загубленных братьях. «Спи спокойно! В тоске без предела, / В полыхающей болью любви / Я несу твое детское тело, / Как Евангелие на крови» (Мой белый витязь... С.33).

Все пережитое не могло не отразиться на здоровье поэта. Приступы депрессии следовали один за другим. Затем последовала неудачная операция аппендицита, и Савина не стало. Его кончина вызвала эмоциональные отклики русских эмигрантов: «Как рано и прискорбно потеряли мы этого талантливого фи-но-руса, типического славочудина старой московской веры! — надмогильные вопли брата над зверски расстрелянными братьями, над оскорбленными и униженными сестрами? Да во всей русской поэзии нет более страшных, острее впивающихся в сердце стихов»,— писал А.Амфитеатров (Галлиполиец. 1927. Авг.). «То, что он оставил после себя, навсегда обеспечило ему незабвенную страницу и в русской литературе; во-первых, по причине полной своеобразности стихов и их пафоса; во-вторых, по той красоте и силе, которыми звучит их общий тон, некоторые же вещи и строфы — особенно» — так откликнулся на смерть поэта Иван Бунин (Возрождение. 1927. 4 авг.). «Стихи Савина — интимная исповедь, и этой исповеди нельзя не верить» — таково было мнение П. Пильского (Сегодня. 1927. 16 июля).

Однако стихи поэта оказались намного долговечнее его жизни. Строфы Савина часто перепечатывали в военных и педагогических изданиях эмиграции, в 1947 в мюнхенском лагере перемещенных лиц «Ладонку» тиражом в 200 экземпляров переиздал Р.Полчанинов. В США к тому времени оказалась и вдова поэта, Л.В.Савина, урожденная Соловьёва, прибавившая после второго брака фамилию Сулимовская. Она сохранила архив, и в 1958 в Нью-Йорке с ее предисловием вышел в свет новый сборник стихов Савина с тем же названием «Ладонка». В него вошло несколько десятков новых стихотворений. «Эти стихи — торопливый рассказ, полный жутких подробностей, от которых можно захлебнуться слезами и почувствовать приближение обморока. Ритм этих стихов — ритм походки выведенных на расстрел, шатающихся от слабости и от непривычного, после тюрьмы, свежего воздуха. Ритмическая неровность некоторых строк, их отрывистость придает стихотворению взволнованность свидетельского показания. Иван Савин свидетельствует о своем страшном и героическом времени, и его поэзия — поэзия высоких обид и высокого гнева»,— отмечал И.Елагин (Новое русское слово. 1959. 15 февр.).

В 1988 в Нью-Йорке вышла новая книга Савина «Только одна жизнь». В нее вошли как все известные к тому времени стихотворения, так и рассказы поэта о страшных днях в крымских застенках, объединенных названием «Плен». Предисловие написала Л.В.Савина-Сулимовская.

В книгу стихов и прозы Савина «Мой белый витязь...» (1998) включены, кроме уже опубликованных, несколько неизвестных стих., в т.ч. и из архива Савина, переданного по воле вдовы поэта в архив-библиотеку Российского Фонда культуры и ныне находящегося в Доме-музее Марины Цветаевой.

В.В.Леонидов

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с.247-249.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Ладонка. Белград, 1926;

Ладанка (мимиографное изд.). Мехендорф, 1947;

Ладанка. Нью-Йорк, 1958;

Только одна жизнь: 1922-1927. Нью-Йорк, 1988;

Мой белый витязь... М., 1998.

Молодость (пьеса) — Дни нашей жизни. 1925. 5;

Стихи: На Западе. 1953.

Литература:

Бунин И. Наш поэт // Возрождение. 1927. 4 авг.;

Бунин И. Памяти Ивана Савина // Последние новости. 1932. 14 июля;

Айхенвальд Ю. [Рец.: «Ладонка»] // Руль. 1926. 25 авг.;

Женук С. К пятидесятилетию со дня смерти Ивана Савина // Новое русское слово. 1977. 13 июля;

Полчанинов Р. Мечта о свободной России // Новое русское слово. 1987. 12 июля;

Синкевич В. «Поэт белой мечты» // Записки Русской Академической группы в США. 1994. Т.26;

Лупырев А. Савин // Писатели Русского зарубежья: Литературная энциклопедия Русского зарубежья: 1918-1940. М.,1997;

Леонидов В. [Предисл.] // Савин И. Мой белый витязь... М., 1998;

Каркконен Э. У заветного предела: Творчество Ивана Савина // Рубеж. 1999. Янв.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС