Санги Владимир Михайлович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Санги Владимир Михайлович

р. 1935 г.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Владимир Михайлович Санги

Санги Владимир Михайлович [18.3.1935, стойбище Набиль, восточное побережье о. Сахалин] — прозаик, поэт.

Первый писатель малочисленной народности коренных жителей о.Сахалин (4500 человек в 1985), называющей себя нивгун (в ед. ч .— нивн). Мать Санги принадлежала к древнему роду нивгун Кевонг. Дата рождения писателя (18 марта) неточная, так как вопрос о ней встал только в момент получения паспорта.

Когда Санги исполнилось 3 года, его отца арестовали по навету и вскоре расстреляли. Владимир, его мать, слепая бабушка, сестра и брат остались без кормильца и могли рассчитывать только на мизерную помощь соседей. В одном из ранних рассказов «Первый выстрел» Санги описывает свои детские впечатления так: «...недоедание в нашем доме стало таким же обычным и частым явлением, как дни и ночи...». Ели, по воспоминаниям Санги, даже вареную бересту деревьев. Чтобы заглушить голод, бабушка и мама рассказывали детям сказки, мифы и легенды своего народа. В 8 лет Санги впервые один пошел на охоту. Это «событие» впоследствии будет описано в рассказе «Первая охота». Вообще в произведениях Санги очень много автобиографичного, документального, жизненного, и, читая их, погружаешься в сложный, наполненный тяжелыми испытаниями мир автора.

В 1944 Санги начал учиться в школе для нивхских детей, вскоре переведен в русскоязычную десятилетку. Уже в школьные годы у Санги обнаружились недюжинные литературные способности: на одном из уроков по литературе он написал сочинение по «Мцыри» М.Ю.Лермонтова стихами. Вскоре его поэтические произведения стали появляться в районных газетах. Но не только литература увлекала будущего писателя, он также был неплохим спортсменом и лингвистом, После школы Санги устроился работать на рыбозавод, затем на метеостанцию.

С 1952 по 1958 учился в Ленинграде, сначала на подготовительных курсах, а затем на географическом факультете (а также параллельно на спортивном) отделения народов Севера ЛГПИ им. А.И.Герцена. Тогда же начал печатать рассказы и стихи в журнале «Костер», «Охота и охотничье хозяйство».

В 1959, после окончания института, вернулся на Сахалин, где работал преподавателем географии и физкультуры в Александровском педагогическом училище и Ногликской школе-интернате, литературным сотрудником газеты «Знамя труда». Итогом экспедиций в отдаленные стойбища стало уникальное собрание нивхских тылгуров и настундов (бытовых и героических сказаний), которые ему удалось зафиксировать.

В 1960 Санги переезжает в Восточно-Сахалинский р-н и работает там инспектором райисполкома по делам народов Севера.

В 1961 по инициативе Л.Соболева в Ленинграде была созвана первая конференция молодых писателей народов Севера, на которую были приглашены уже известные писатели того времени Ю.Рытхэу, Ю.Шесталов, Г.Ходжер и молодой, только начинающий свой путь в литературе Санги. На конференции был прочитан и обсужден его рассказ «Три встречи», впоследствии опубликованный в газете «Литература и жизнь».

Санги уделял большее внимание поэзии. Часто, не удовлетворенный переводами своих стихов на русский язык, он переводил их сам. Так, в первом сборнике стихов Санги «Соленые брызги» им были переведены стихотворения «Море», «Баллада о рыбаке», «Перед путиной», «Собачий лай», «Оленьи рога» и некоторые др.

В 1962 принят в СП. В это время Санги работает над рассказами, вошедшими в следующий его сборник «Голубые горы». Рассказ «У истока» символизирует возвращение писателя к своим корням, к миру мыслей и чаяний нивхского народа. Рассказы сб. изображают отдельные сценки из жизни простых людей Сахалина, дают возможность заглянуть в душу этого северного народа. Наиболее характерной чертой первых произведений Санги было его обостренное внимание к прошлому своих предков, память о которых бесследно уходила вместе со стариками у него на глазах. Естественно его желание видеть своими героями прежде всего старых людей, не поддавшихся чуждому для них переустройству мира. Вслед за Курланом из «Голубых гор», Киркук из «Гостьи из Ларво» и древним Полуном приходит на страницы новой повести «Изгин» (1965) старик-нивх. Санги стремится создать образ истинного сына природы, который наиболее полно выражает национальный характер.

То наивно-светлое, несбыточно-прекрасное и, в сущности, поистине хорошее, что принесла советская власть, Санги воспевает в цикле очерков «Созвездие полярного неба». Он с восхищением пишет о первых школах на Сахалине, о переписке с Горьким, о множестве талантов, открытых благодаря новым порядкам, о писателях и поэтах, появившихся у народов, не имевших до революции письменности. В очерке «Дарящий песни», где речь идет об ительменских сказителях, автор пишет: «...дети русских тоже изъявили желание заниматься ительменским языком. Такая же картина наблюдалась и в Красноярском крае, когда там восстановили изучение эвенкийского языка <...> Именно так проявляется советский интернационализм на деле: взаимное глубокое уважение к языкам и культурам всех народов — больших и малых».

В этом же цикле есть рассказ «Путешествие в стойбище Лунво», в котором очень подробно описывается медвежий праздник, становящийся все более редким в отдаленных стойбищах нивхов, не желающих забывать традиций своих предков. За этот рассказ автору также пришлось выслушать немало упреков «за отсталость его народа и недопустимость ее воспевания в художественной форме» (Ханбеков Л.— С.25).

Продолжая творческую деятельность, с 1963 по 1965 Санги учится на Высших литературных курсах в Москве.

В 1965 был опубликован новый роман Санги «Ложный гон». Здесь сконцентрированы и его представления о жизни, нашли отражение и писательский опыт, начавшийся с усвоения нивхских и русских сказок, и образование, полученное как на родине, так и в Ленинграде. «Ложный гон» целиком выстроен на самых обнаженных фактах совр. жизни нивхов, выражает насущные проблемы нивхского народа. В официальной критике, однако, «Ложный гон» был охарактеризован как «махровый национализм», облаченный в привлекательные одежды.

Работая над крупными литературными произведениями, Санги продолжает собирать и обрабатывать разные сказки и легенды, включаемые им почти во все сборники. Первым из них стало собр. сказок и автобиографических зарисовок, обработка преданий «Нивхские легенды» (1961). Появление книги тепло приветствовал К.А.Федин: «Появился певец нивхов, который открывает другому народу душу и сердце своего».

В 1970 выходит книга повестей, рассказов и сказок «Тынграй», названная по кличке «героя» одной из повестей — собаки Тынг-рая. Ряд произведений, написанных для детей, составили цикл «Семиперая птица» (1964), а также вошли в сборник «В царстве владык» (1973). Рассказ «Первый выстрел» повествует о гибели нивха и о том, как его малолетний сын вынужден взять на свои плечи заботу о матери, братьях и сестрах.

Прожив в Ленинграде в течение 7 лет, Санги возвращается на родину. Он издает в своих переложениях мифы и сказки нивхов в книге «Легенды Ых-мифа» (1967). В 1973 Санги участвовал в работе фольклорного съезда в Бурятии (доклад о нивхской культуре), после чего его пригласили в аспирантуру Института мировой литературы в Москве. Темой диссертации стал нивхский эпос. Санги собирался оспорить научную гипотезу А.Н.Веселовского об отсутствии у нивхов целостного эпоса. Весной 1974 Санги предпринимает первую собственно научную фольклорную экспедицию на родину. От старой сказительницы Хытчук он записывает уникальную эпическую песню о человеке Ых-мифа. Но завершить работу над диссертацией Санги не удается.

Летом 1974 Санги вызывают в ЦК партии и предлагают переехать в Москву. Санги становится сотрудником отдела по вопросам экономики и культуры народов Севера Управления делами Совмина, получает должность референта по вопросам культуры, просвещения и науки народов Севера. По результатам командировок на Север и на Восток Санги и единомышленниками был подготовлен проект по улучшению национального образования. Многолетняя борьба за введение преподавания родных языков народов Севера завершилась, в частности, введением в действие предложенного Санги проекта нивхского алфавита (на основе кириллицы) только в 1979, а также созданием новых учебников для дошкольного и школьного образования (Санги был руководителем авторской группы по их созданию).

В эти годы Санги создает свое лучшее произведение — роман «Женитьба Кевонгов» (1975). Он построен на синтезе литературной и фольклорной традиций, в основе сюжета — усложненные, психологически обогащенные мотивы народного героического сказания: поиски невесты, подготовка жениха и его семьи к сватовству, далекая поездка в другой род, отстаивание юношей своего, предназначенного древней традицией, права вступить в брак с девушкой. Незадавшаяся свадьба юноши Ыкилака из древнего вымирающего нивхского рода Кевонгов (хотя он отстоял свое право в смертельном поединке с медведем, но род невесты (Авонги) отдал предпочтение, нарушив договор, другому претенденту, добившемуся своего хитростью и вероломством) становится в перспективе социально-исторического романа обобщенным образом попрания освященной веками народной этики, губительного вмешательства цивилизации в целостность патриархального уклада жизни, приведшее к падению роли рода и регулирующих его жизнь традиций.

Критики отметили историзм автора в широте осмысления культуры и истории нивхов, более зрелый, по сравнению с ранними произведениями, характер усвоения фольклорно-этнографического материала, его разнообразие и тактичное, органичное композиционно-стилевое включение в поэтику, использование в качестве косвенных психологических характеристик.

Санги остается верен нивхской теме и в дальнейшем творчестве. В 1986 он издал эпическую поэму, в основу которой легла эпическая песня сказительницы Хытчук о «Человеке Ых-мифа», записанная им в 1970-е. Человек Ых-мифа — это странник, пускающийся в дальний путь для того, чтобы разгадать тайны своих предков, своего народа, «тропы древних героев, чей жребий высок...»: «Никому не дано сосчитать небеса. / Ни числа, ни конца, ни начала им нет: / Где-то боги живут, где-то дремлет гроза, / Где-то души усопших не ведают бед». Поэма «Песнь о нивхах» (1989) — художественная реконструкция эпоса нивхов, переведенная на русский язык. Н.Грудининой,— продолжила усилия Санги в этом направлении. В 1988 Санги получил Государственную премию за сборник избранных произведений «Путешествие в стойбище Лунво».

В 1990-х — 2000-х Санги полностью отдает себя общественной и политической деятельности, участвует в выборах в парламент, руководит ассоциацией малочисленных народов Севера.

А.О.Саар

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с.265-268.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

СС: в 2 т. Южно-Сахалинск, 2000;

Нивхские легенды. Южно-Сахалинск, 1961;

Соленые брызги: стихи: пер. с нивхского. Южно-Сахалинск, 1962;

Ложный гон: Роман и повесть. М., 1965;

Легенды Ых-мифа. М., 1967;

Семиперая птица: Рассказы, легенды. М., 1967;

Женитьба Кевонгов. М., 1975;

Человек Ых-мифа: Эпическая поэма / пер. Н.Грудининой. М., 1986;

Песнь о нивхах: Эпическая поэма: пер. с нивхского. М., 1990.

Литература:

Ханбеков Л. Открытое сердце народа: Очерк творчества В.Санги. Владивосток, 1978;

Вуколов Л. Владимир Санги. М., 1990;

Огрызко В. В. Писатели и литераторы малочисленных народов Севера и Дальнего Востока: биобибл. справочник: в 2 ч. М., 1999. Ч.2. С.194-215;

Смольников И. Родники современной прозы // Санги В.М. СС: в 2 т. Южно-Сахалинск, 2000. Т.1. С.3-14;

Гусев С.В. Писателю Владимиру Санги исполняется 70 лет // Известия. 2005. 18 марта. С.6.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС