Рубинштейн Моисей Матвеевич |
|
1878-1953 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Моисей Матвеевич РубинштейнРубинштейн Моисей Матвеевич [15(27) июня 1878, Москва – 3 апреля 1953, там же] – русский философ, психолог и педагог. В 1905 году окончил философское отделение Фрейбургского университета. Магистерская диссертация – «Логические основания гегелевской системы и конец истории». По возвращении в Россию читает курсы психологии и философии в Университете Шанявского, на Высших женских педагогических курсах в Москве. С 1912 года – приват-доцент, с 1918 года – профессор Московского университета. В 1918–1920 годы – организатор и ректор Восточно-Сибирского университета (Иркутск). В 1923–1951 годы – профессор кафедры психологии в МГПИ. Преобладающий круг интересов Рубинштейна – философия воспитания и образования личности. Эти проблемы рассматриваются им в глобальном контексте миро- и жизнепонимания. Центральная задача главного философского труда (О смысле жизни, ч. 1. Л., 1927; ч. 2. М., 1927) – поиск правдиво-жизненного мировоззрения, способного «осветить действительную жизнь и углубить ее». В развитии такого мировоззрения отводил важную роль своей концепции «монистического идеал-реализма и творческого антропоцентризма», свободной от трансцендентных моментов. Книга подверглась ожесточенной идеологической критике, положившей конец публикации философских работ Рубинштейна. А.И. Алешин Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 468-469.
Рубинштейн Моисей Матвеевич (15(27).06.1878, Москва - 3.04 1953, Москва) - философ, психолог, педагог. В 1905 году окончил философское отделение Фрейбургского университета. В 1912 году - приват-доцент, с 1918 года - профессор Московского университета. Читал лекции по философии и психологии в университете Шанявского и на Высших женских курсах. Организатор и первый ректор Восточно-Сибирского университета в Иркутске (1918 -1920). С 1923 года вел преподавательскую работу в вузах Москвы. В 1943 -1951 годы – профессор кафедры психологии в Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина. Философию Рубинштейн понимал как учение о мире в широком смысле слова. Это есть миросозерцание, охватывающее все вопросы личности в их живой, конкретной полноте - как относящиеся к тому, что есть, так и к тому, что должно быть Центральное место в философском учении занимает жизнепонимание, которое означает отказ от идеала чистого созерцания или умозрения, от философствования ради него самого. Умозрение жизненно необходимо, но оно не самоцель. Исторический «грех» философии заключается в том, что средство - умозрение - обратили в цель, в фетиш, побудивший философов оторваться от живых запросов жизни. Для философии же есть только один истинный путь - это мудрость, учение о мире и жизни во всей их широте. Несомненный интерес представляют суждения Рубинштейна о «специфике» русской философии, высказанные им в статьях «Философия и общественная жизнь в России» (Русская мысль. 1909. Март) и «Очерк конкретного спиритуализма Л. М. Лопатина» (Логос. 1911/12). В последней он отметил, в частности, что интересы самобытной философской мысли не требуют разрыва с западной философией, как считают некоторые приверженцы «русской философии». Связь с классической философией Германии, Франции, Англии является, по мнению Рубинштейна, надежным залогом «самостоятельного сотрудничества России в творчестве философской мысли». В. В Ванчугов Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 529-530. Сочинения: Идея личности, как основа мировоззрения. М., 1904; Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. 4-е изд. М., 1920; Истории педагогических идей в ее основных чертах 3-е изд. Иркутск, 1922; Проблема «Я», как исходный пункт философии // Сб. трудов профессоров и преподавателе!! Иркутского университета. Иркутск, 1923. Вып. 5; Половое воспитание с точки зрения культуры. М., 1926; О смысле жизни. Ч. 1. Л., 1927; Ч. 2: Философия человека. Л, 1927. Литература: Никольская А. А. Некоторые аспекты научного творчества. М. М Рубинштейна // Вопросы психологии. М., 1978. №5.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа). Сочинения:Идея личности как основа мировоззрения. М., 1909; Социализм и индивидуализм. М., 1909; Семейное или общественное воспитание? M., 19I6; Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. М., 1920; Платон – учитель. Иркутск, 1920; Проблема «Я» как исходный пункт философии. – В кн.: Сборник трудов профессоров и преподавателей Иркутского университета, в. 5. Иркутск, 1923; Половое воспитание с точки зрения интересов культуры. М., 1927. Литература:Никольская А.А. Некоторые аспекты научного творчества M.M.Рубинштейна. – «Вопросы психологии», 1978, № 5.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |