Ромашов Борис Сергеевич |
|
1895-1958 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Борис Сергеевич РомашовРомашов Борис Сергеевич [18(30).6.1895, Петербург - 6.5.1958, Москва] — драматург. Родился в семье актеров. Отец — Сергей Максимович Ромашов — в 29 лет умер от чахотки. Мать — Екатерина Васильевна, «очень энергичная женщина, образованная всесторонне, актриса и музыкантша», выступавшая под псевдонимом Мещерская — переехала в Киев, где работала в театре Соловцова. «С ранних лет я имел непосредственное отношение к театру, исполняя разные детские роли в спектаклях, и мечтал стать актером»,— вспоминал Ромашов. В годы учебы в 1-й Киевской гимназии Ромашов участвовал в любительских спектаклях, занимался живописью. К этому времени относятся первые литературные опыты — в основном стихи. Окончив гимназию в 1915, Ромашов поступил на юридический факультет Московского университета, но «учился в нем мало и нерадиво». Одновременно с учебой Ромашов работал в профессиональном театре, где много играл («Время моей профессиональной работы в театре охватывает с небольшими перерывами 1916-1921 гг.»). Кроме работы в театре Ромашов посещал различные литературные кружки, занимался журналистикой: писал театральные рецензии и фельетоны в стихах. В 1920 Ромашов стал актером и режиссером 1-го Советского театра в Пятигорске, открыл свою драматическую студию, работал в газете «Терек». В это же время Ромашов написал свои первые пьесы: «Сон гражданина Обухова» — сатирическую комедию и «Банкет Капитала» — агитгиньоль, которые нигде не пошли. На Кавказе Ромашов встретился с А.В.Луначарским, которому послал свои пьесы и стихи. Луначарский посоветовал Ромашову ехать в Москву и заниматься драматургией и журналистикой. В 1922 Ромашов переехал в Москву. Работал как рецензент, был заведующим театральным отделом «Известий», режиссером и завлитом в театре «Комедия (бывший Корш)». В 1925-27 Ромашов был режиссером Театра Революции, где шли его пьесы. Первая увидевшая сцену пьеса Ромашова — «Федька-есаул» — была написана по заданию Главполитпросвета в 1923. В дек. 1924 драма была показана Студией Малого театра. Пьеса была посвящена Гражданской войне. Сам драматург говорил о ней: «Мне приходилось бывать в станицах в эти годы, и моих наблюдений накопилось достаточно, чтобы передать виденное и слышанное в драматической форме». «Ликвидация добровольческих банд на юге России и победа Красной Армии, классовые противоречия, ярко вскрытые Гражданской войной, богатое казачество и батраческие силы — вот стержень на котором построено содержание пьесы Ромашова», — писал один из рецензентов. Пьеса Ромашов оказалась среди первых советских пьес о современности. В 1925 в Театре Революции была поставлена сатирическая комедия Ромашова «Воздушный пирог». В бытовой комедии о нэпе Ромашов вывел на сцену новых для театра персонажей: «разных дельцов-бизнесменов, копировавших американских капиталистических воротил и спекулянтов». Современная злободневная пьеса пользовалась большим успехом — за короткое время она была представлена более 150 раз. Следующая сатирическая комедия Ромашова «Конец Криворыльска» (1926) была написана специально для Театра Революции. Драматург хотел «показать в пьесе борьбу нового со старым и победу нового. Недаром в конце старый Криворыльск переименовывается в Ленинск». Последней пьесой Ромашова для Театра Революции оказалась комедия «Матрац». «Хотелось написать комедию с элементами народного фарса, — вспоминал Ромашов — Но мне не удалось ее "добить", доделать до конца». Постановка пьесы оказалась неудачной. В течение всей работы в Театре Революции устремления драматурга, с юных лет приверженца традиционного театра, сталкивались со стилем режиссуры учеников и соратников Вс.Мейерхольда, которые ставили его пьесы. Постановки, режиссерские и художнические решения его пьес вызывали постоянное недовольство Ромашова. После неуспеха «Матраца» отношения Ромашова с Театром Революции были разорваны. В феврале 1929 на сцене Малого театра была показана новая пьеса Ромашова — драма «Огненный мост», пьеса об интеллигенции и революции. Спектакль пользовался большим успехом — в репертуаре театра он держался 10 лет. Ромашов стал постоянным драматургом Малого театра, для него театр стал «подлинно вторым университетом, большой серьезной школой». В тридцатые годы в Малом театре были поставлены пьесы Ромашова «Смена героев» (1930), «Бойцы» (1934), «Родной дом» (1938). В 1940-45 Ромашов для Театра железнодорожного транспорта написал комедии «Со всяким может случиться» (поставлена в 1940) и «Знатная фамилия» (поставлена в 1945 г.). В 1947 Малый театр поставил пьесу Ромашова «Великая сила». Пьеса была удостоена Сталинской премии 1-й степени и посвящалась «борьбе с космополитизмом», «борьбе за приоритет советской науки». 20 лет (1938-58) Ромашов преподавал в Литературном институте, руководил семинаром по драматургии. Постепенно усилиями Ромашова был создан факультет драматургии. В историю советской драматургии и театра Ромашов вошел прежде всего как комедиограф, автор «Воздушного пирога» и «Конца Криво-рыльска» — первых бытовых сатирических комедий в советском театре. По определению своего друга, постановщика многих его пьес на сценах Москвы и Ленинграда Н.В.Петрова, Ромашов был, прежде всего «требовательный и великолепно знающий театральную машину, профессионал — технолог — мастер». О.И.Козлова Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 222-224. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Пьесы. М., 1954; Звезды не могут погаснуть: Из неизданного. М., 1966. Литература:Вместе с вами. Борис Сергеевич Ромашов [Биографическо-документальные материалы писателя]. М., 1964.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |