Романов Борис Степанович |
|
1936-1998 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Борис Степанович РомановРоманов Борис Степанович [19.4.1936, г.Валдай Новгородской обл. — 6.5.1998, Новгород; похоронен в г.Валдай] — прозаик, поэт. Окончил Ломоносовское мореходное училище. Заочно учился в Литературном институте им. Горького (1961-71). Вместе с Н.Рубцовым, В.Сафоновым, С.Панкратовым, Ю.Кушаком входил в литературное объединение «Полярное сияние» при флотской газете «На страже Заполярья». Капитан дальнего плавания. Работал капитаном и штурманом на судах вспомогательного флота Северного флота. С 1960 — в Мурманске. Стал первым в Мурманской обл. членом СП СССР (1971). В 1978 стал одним из создателей Мурманской областной организации СП, которой руководил в 1978-85. Затем вернулся в Новгород, где так же возглавил областное отделение СП. Первый секретарь СП СССР (1990-94). Романов начинал со стихов. Первые поэтические публикации состоялись в начале 1960-х. В 1965 увидел свет дебютный стихотворный сборник Романова «Соленый огонь». Его основу составили стихи о море, непростой флотской жизни. «"Любимый голос рвется в уши, / И воздух сушей так пропах, / Но поцелуи не потушат / Огонь соленый на губах..." — вот откуда название книги, которое становится емким образом, символом морской работы, а точнее — тяжкого морского труда...» — отмечал Я. Черкасский (Черкасский Я.— С.4). Как писал В.Харчев, «Романов в "Соленом огне'' нащупал нерв современной маринистики. Оттого, наверное... веет от его стихов свежим ветром исканий, непосредственностью человека чуткой, тревожной души...» (Харчев В. Тревога над морем. С. 116). Тема моря стала главной и для Романова-прозаика. В 1960-е — начале 1970-х он написал 6 повестей, составившие впоследствии сборник «Капитанские повести» (1973). Как отмечали критики, художественная манера Романов родственна классическим образцам русской маринистики — рассказам К.Станюковича и повестям В.Конецкого (Рябинина Т.— С.52). В повести «Тревожные сутки» (1964) автор рассказывает реальный эпизод из своей капитанской биографии. В центре повествования один день из жизни экипажа танкера «Балхаш», который везет топливо на заблокированную американским флотом Кубу. Действие происходит в разгар Карибского кризиса — 22 окт. 1962. День этот становится переломным для команды «Балхаша», определяющим для настоящего и будущего героев повести. Танкер сопровождает американский сторожевик, над ним непрестанно висят вражеские самолеты, вдобавок на судне происходит тяжелая авария. Экстремальная ситуация высвечивает человеческую суть каждого члена экипажа. Это испытание выдерживают не все. Обнаруживает свою ненужность пом-полит Вальтер Иванович, казнит себя за отчуждение от близких ему людей старпом Александр Кирсанович. «Повесть читается на одном дыхании. Нельзя не порадоваться умению писателя показывать события и людей...» (Миланов А.— С.3). Критики неоднократно отмечали особую, «капитанскую» манеру письма Романова: «пишет так, словно обходит все, что на палубе, и все, что под ней: всех видит, про всех знает...» (Харчев В. Диалоги на море и на земле. С.109). По общему мнению самой сильной среди «Капитанских повестей» была повесть «Почта с восточного побережья» (1970). Главный герой — пассажирский помощник теплохода «Олонец» Эльтран Дементьев — начинает борьбу с пьянством на судне, с устоявшейся для местного ресторана практикой, когда «водка на завтрак, водка на вынос, водка на вечер». Для Дементьева, в прошлом — блестящего офицера-подводника, едва не спившегося из-за измены жены — борьба с этой бедой служит основанием для собственного нравственного возрождения. Здесь нет напряженной атмосферы «Тревожных суток». Повествование ведется спокойно, без внешних эффектов. Драматизм здесь — внутренний, психологический. Как писал А.Миланов, «...море, корабль отступают здесь на задний план. Они становятся... антуражем, лирическим фоном в том главном, к чему идет каждый писатель: раскрытию внутренних и внешних проявлений человеческих характеров, в столкновении индивидуальностей...» (Миланов А.— С.3). Высоко оценил «Почту с восточного побережья» В.Астафьев, отмечавший, что это «уверенная, точная, емкая проза». Солидарен с ним В.Крупин, заметивший, что «Капитанские повести» написаны «уверенной мужской рукой» (Цит. по: Велигина Р.— С.3). «Капитанские повести» завершает повесть «Конские широты» (1973), которая разительно отличается от «Тревожных суток» и др. повестей цикла. Здесь нет приключений, пожаров, катастроф. Обычное плавание заурядного теплохода «Валдай». Здесь, как пишет Т.Рябинина, «вместо героики — соленый пот морской работы. Вместо "девятого вала" — полный штиль...». Однако, отмечает критик, «повесть читается как энциклопедия судовой жизни, из которой можно почерпнуть самые разные сведения — от высоких требований к моральному облику советского моряка до физиологических подробностей протекания морской болезни» (Рябинина Т.— С.54). По мнению В.Харчева, именно в «Конских широтах» Романов «первым из наших писателей-маринистов сфокусировал проблему "дом и корабль": корабль — это мы, наше общество, взятое в таком вот необычном... ракурсе» (Харчев В. Морское и земное. С.3). В 1976 из печати выходит трилогия Романова. Действие первого романа «Третья родина» происходит во время Великой Отечественной на оккупированной фашистами территории. Свой дом главный герой Арсений Ергунев превратил в крепость и ждет окончания войны «на любую сторону», а там — «зажить для себя на полную силу». Он уверен в правильности собственной жизненной философии: «у русских — родина, у германцев — родина, а для хозяина дом — его родина...». С войной связывает он тайные мечты, с ее помощью надеется обрести «третью родину». Надеждам не суждено было сбыться — Ергунев погибает под обломками собственного дома, лишь перед смертью осознавая: «Нету нынче мужику третьей родины. Либо то, либо это, а посередке и за дубовыми хлыстами не отсидишься...». Автор пристально «исследует судьбу главного героя, стремится не просто показать его в действии, но и раскрыть особенности его личности... обозначить социальные корни подобного типа людей...» (Каменев В.— С.107). Для героев второй части трилогии — повести «Святое озеро» — война еще не кончилась, хоть и живут они в конце минувшего века. Герой приезжает на свою малую родину, встречается с другом детства, и оживают картины военного отрочества: бомбежки, концерты в госпитале, голод, гибель близких. Это — «впечатляющие, художественно достоверные, с болью написанные сцены, трагизм которых усугубляется тем, что они пропущены через восприятие подростка» (Каменев В. — С.110). Сравнивая повесть с первой частью трилогии, тепло отзывался о «Святом озере» В. Белов: «Оно лучше: целомудренней, чистоплотней. В начале мне не понравилась натуралистичность... И все же много хорошего: знание жизни, язык, интересные композиционные приемы...» (Цит. по: Велигина Р.- С.3). Главный герой заключительной части трилогии — романа «Прощальный снегопад» — партработник Илья Шубин, в силу обстоятельств ставший командиром партизанского отряда. Романов рисует тип руководителя, увлекающего за собой людей не демагогическими фразами, а личным примером. Его антипод — Семен Бугров — относится к той же категории «людей для себя», что и Орся Ергунев из «Третьей родины». Внешне он делал то же самое, что и Шубин: воевал, трудился. Но — за себя, собственное благополучие. В.Харчев отметил взаимопроникновение разных частей трилогии Романова: «Третья родина» посвящена обнаружению души собственника, исследованию ее распада и гибели, публицистическая повесть «Святое озеро» развертывает мотив истоков родины в целостное мироощущение, роман «Прощальный снегопад» рисует столкновение носителей идеи целостности жизни с ее «разобщителями» (Харчев В. Диалоги на море и на земле. С.115). Последняя повесть Р.«Мила» (1997) — о жене Людмиле, пронзительное автобиографическое произведение. Писатель рассказывает о нескольких ключевых моментах своей жизни о тех событиях, которые стали судьбоносными для страны и родных для Романова Новгорода и Кольского Севера: Карибском кризисе, борьбе писателей-новгородцев против строительства на Валдае химкомбината, создании Мурманской областной писательской организации. Романов публиковался в журнале «Наш современник», «Аврора», «Роман-газете», еженедельнике «Неделя», но наиболее прочные творческие связи сложились с петрозаводским журналом «Север». Лауреат литературных премий «Северная звезда» правительства республики Саха; премии СП России. Д.В.Коржов Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 216-218.
Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Соленый огонь: стихи. Мурманск, 1965; Тревожные сутки: повести и рассказы. Мурманск, 1969; Через ярус: повести и рассказы. Мурманск, 1972; Капитанские повести. М., 1973; Третья родина: романы и повесть. Мурманск, 1976; Почта с восточного побережья: роман, повести. М., 1983; Пане-лоцмане: рассказы. Мурманск, 1986; Мила: повесть. Новгород, 1997. Литература:Филонов А. Всего тридцать одна // Полярная правда. 1971. 5 дек. С.3; Харчев В. Тревога над морем // Север. 1972. №2. С.115-118; Каменев В. Пока живешь... // Север. 1978. №7. С.107-113; Харчев В. Деловой человек на море // Север. 1979. №3. С.110-115; Харчев В. Морское и земное // Водный транспорт. 1979. 2 авг. С.3; Богатко И. Земные заботы «морской души» // Литературная газета. 1980. №6. С.4; Велигина Р. Хороший писатель думает о вас // Полярная правда. 1981. 27 сент. С.3; Харчев В. Диалоги на море и на земле // Север. 1984. №12. С.109-115; Черкасский Я. Писатель дальнего плавания // На страже Заполярья. 1986. 2 авг. С.4; Рябинина Т. Сад ветвящихся дорожек // Мурманский берег. 1998. № 4. С.52-54.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |