Романов Александр Александрович |
|
1930-1999 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Александр Александрович РомановРоманов Александр Александрович [18.7.1930, д.Петряево Сокольского уезда Вологодской губ.— 5.5.1999, Вологда; похоронен на сельском кладбище в Петряево] — поэт. Отец Романова был учителем русского языка и литературы, погиб во время войны. Мать — колхозница. В 1945 Романов после школы уехал в Вологду. Окончил педучилище, затем Вологодский педагогический институт. В 1952 по направлению обкома комсомола Романов стал работать в редакции молодежной газеты. Первая книга «Признание друзьям» вышла в 1956. В 1959 Романов был принят в СП СССР. С 1960 — на 2-годичных литературных курсах в Москве, в семинаре, которым руководили Я.Смеляков, М.Луконин, критик А.Макаров. Романов — автор более 20 поэтических книг, среди которых наиболее заметные: «Посвящение в родню» (1967), «Черный хлеб» (1975), «Северные поэмы» (1979), «Дни прозрения» (1985), «Русь уходит в нас» (1987), «Избранное» (1990), «Сторожевой луч» (2000). Всероссийская известность к Романов пришла не сразу, на рубеже 1960-70-х, когда поэт обрел силу и глубину дыхания. В своих поэмах «Северяновна» (1968), «Земля» (1969), «Черный хлеб» (1975) и др. Романов утверждал единство национальной традиции, прежде всего нравственно-этической, идущей от крестьянства: «Они стоят бесхитростно и просто / И доживают век великий свой. / Деревни — родовые наши гнезда — / Омыты грозовою синевой. / Но сердце ничего не позабыло. / И я с поклоном кланяюсь земным / И слово древнерусское "спасибо" / Произношу всем существом своим» («Черный хлеб»). Критика отмечала, что Романов «продолжает "крестьянскую" линию в русской лирике» (Ильин Д.— С.111), но, «в отличие от Н.Рубцова, он любит плотную, густую бытопись, яркий мазок, колоритную деталь; его стихи насыщены лексикой современной деревенской речи, живыми диалогами и репликами. В этом отношении он близок своим собратьям-прозаикам В.Белову, В.Астафьеву, Ф.Абрамову» (История русской советской поэзии. 1941-1980. С.225). В то же время поэзия Романов характеризовалась порой как описательная и многословная, в ней наблюдалась «некоторая творческая самоуспокоенность» (Золотцев Ст.-С.108). В 1990-х в лирике Романов усилилось публицистическое начало. Поэт с болью говорил о тяжелой судьбе народа: «Жизнь извелась на родине моей», «Еще мелькнут обличья наши, / Но уж никто не вспомнит нас» («Мы жили»), он обращался к современникам с призывом: «Где же ты, наша мудрость и ярость, / Чтоб опомниться: русские есть!» («О, Русь!..»). Еще одна сторона творчества Романова последних лет — возвращение к православной жизни: «Уйми же в себе эту подлую дрожь, / Пора жить мудрей и смелее! / Чего же стоишь ты и в храм не зайдешь? / В нем жарко сияет моленье! / И радость раскаянья сердцу сладка, / Лишь встань над греховною бездной... / И вот поднимается к Богу рука — / Впервые, в слезах, троеперстно!» («Подвиг»). «Божественная светоносность, — писал Романов, — может оказаться необходимей, чем прежде, в предстоящие годы для одичавшего в безверии и погибающего в нравственных язвах русского народа» (Искры памяти. С.12). В 1995 Романов выпустил прощальную книгу лирико-философской прозы «Искры памяти», в которой собрал в единое целое публицистику, мемуаристику и критику. В нее вошли, в частности, воспоминания о Н.Рубцове, Ф.Абрамове, А.Яшине. Особым жанром для Романова стали думы, в полном виде опубликованные только в 2003 («Последнее счастье»). В афористической форме Романов высказал в них свои любимые мысли о месте русского поэта в жизни и литературе: «Поэзия цветет лишь молодостью да мудростью», «Поэзия — это судьба человека в своем озарении или раскаянии», «Владеть Поэзией значит владеть Временем» (Последнее счастье. С. 299, 302, 306). 11 лет Романов был ответственным секретарем Вологодской писательской организации. Награжден орденом «Знак Почета» 1980). Лауреат премии журнала «Огонек» (1980). Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 214-216.
Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Избранное. М., 1990; Сторожевой луч. Вологда, 2000; Искры памяти Вологда, 1995; Последнее счастье: Поэзия. Проза. Думы. Вологда, 2003. Литература:Макаров А.Н. Во глубине России. М., 1973. С.454-456; Истогина А. Невостребованная новизна // Север. 1980. №1. С.112-120, Винонен Р. Родники Александра Романова // Север. 1980 №6. С.109-115, Дементьев В. Исповедь земли. М., 1980. С.490-507; История русской советской поэзии. 1941-1980. Л., 1984. С.172, 201, 213, 224-226; Ильин Д. И верным быть родному... // Север. 1984. №3. С.111-117; Золотцев Ст. Своей души не обмануть вовеки... // Север. 1988. №9. С.105-109; Михайлов А.И. Память искупляющая (Моя встреча с поэзией Александра Романова) // Север. 1993. №4. С.132-141; Белов В. Мы увидим из мест любых их стихов высокое небо... // Русский Север. 1999. 9 июня; Чупринин С.И. Новая Россия: Мир литературы: энциклопедический словарь-справочник: в 2 т. Т 2: М-Я. М., 2003. С.311; Александр Александрович Романов: библиографический указатель. Вологда, 2004.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |