Репин Илья Ефимович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Р >

ссылка на XPOHOC

Репин Илья Ефимович

184-1930

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Репин Илья Ефимович

В.А Серов. Портрет Ильи Репина. 1901.

Репин Илья Ефимович (1844—1930) — российский деятель культуры, художник, педагог.

Член Товарищества передвижных художественных выставок. В своем творчестве соединял традиции реализма, с веяниями импрессионизма, модерна и символизма, завоевав славу многофигурными полотнами, будоражившими общественное сознание («Бурлаки на Волге», 1870—1873; «Проводы новобранца», 1879; «Крестный ход в Курской губернии», 1880—1883). Создал ряд картин на тему революционного движения («Отказ от исповеди», 1879—1885; «Арест пропагандиста», 1880—1892; «Не ждали», 1884—1888). Работал в историческом жанре («Иван Грозный и сын его Иван», 1885; «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878—1891). В портретах современников раскрывал личность в психологическом и социальном плане («Мужичок из робких» и «Протодиакон», 1877; «М.П. Мусоргский» и «Я. И. Пирогов», 1881; «П. А. Стрепетова», 1882; «Л. Н. Толстой», 1891; «Торжественное заседание Государственного совета», 1901 — 1903 и др.). Виртуоз разных техник, создал карандашом и углем ряд графических работ (иллюстрации к «Запискам сумасшедшего» Я. В. Гоголя, 1870; портреты Э. Дузе, 1891; княгини М. К. Тенишевой, 1898; В. А. Серова, 1901 и др.)

В 1894—1907 гг. преподавал в Петербургской АХ (ректор в 1898—1899) и в школе-мастерской К. М. Тенишевой (среди его учеников — Б. М. Кустодиев и И. Э. Грабарь), давал частные уроки В. А. Серову.

В 1917 г. создал новый вариант «Бурлаков» под названием «Быдло империализма», тем самым как бы приветствуя революцию. Вместе с тем неоднократно выражал неприятие действий большевиков, решительно осуждая «красный террор» и новую орфографию. В 1922—1925 гг. написал одну из лучший своих картин на религиозную тему («Голгофа»), проникнутую беспросветным трагизмом.

С 1900 г. жил в Финляндии в имении «Пенаты» (Куоккала, совр. Репино) и, несмотря на приглашения на самом высоком официальном уровне (письмо К. Е. Ворошилова, 1926), на родину не вернулся, хотя дарил в советские музеи свои картины, поддерживал связи с учениками и друзьями.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 427-428.


Вернуться на главную страницу И.Е. Репина

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС