Раунам Оскар Паулович |
|
р. 1914 г. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Оскар Паулович РаунамОскар Паулович Раунам (Род. 1914). С именем художника Оскара Раунама связано становление и развитие эстонского послевоенного изобразительного искусства. Раунам последовательно шел по пути утверждения реалистического видения мира. Менялся живописный язык его произведений. Раунам обращался к разным жанрам и темам: исторической картине, жанру портрета, к пейзажу, работал в графике, занимался прикладным искусством. Столь разносторонняя одаренность и высокий профессионализм объясняются особенностями художественного образования, полученного мастером. После окончания гимназии в родном городе Пайде в 1932 году Оскар Раунам перебирается в Таллин, где поступает в художественно-промышленное училище. В 1938 году он заканчивает его, получив диплом художника декоративного искусства. Затем он совершенствует свое мастерство в Таллинской педагогической школе и Высшем художественном училище. Художественная жизнь Эстонии тех лет была достаточно насыщенной. Тартуская школа общества "Паллас" была крупным центром обучения молодых художников. Педагогами здесь были известные живописцы Роман Ниман, Аугуст Янсен и Пет Арен. Еще во время учебы в 1937 году Оскар Раунам получает почетный заказ. Для павильона Прибалтийских стран на Всемирной выставке в Париже он пишет шесть больших живописных панно. К сожалению, судьба этих произведений в настоящее время неизвестна. В собрании художника сохранились эскизы, два из которых - "Лесное хозяйство" и "Рыболовство" - сам автор называет лучшими. В них художник стремился воплотить суровый пафос труда. В "Рыболовстве" центром композиции становится коренастая фигура старого рыбака, втягивающего в свою лодку веером расходящуюся сеть. Своим сильным движением он словно противостоит водной стихии. Сложный композиционный ракурс позволяет охватить взглядом широкие водные просторы с катером и летящей в разорванных облаках чайкой и громадный парус с крепящим его молодым рыбаком. Раунам сумел преодолеть декоративность и безличность большинства монументальных росписей тех лет и остаться самобытным и национальным художником. Недаром эти панно были замечены критикой и художнику была присуждена высшая награда выставки. Началась Великая Отечественная война. Раунам без колебаний уходит на фронт. Суровый опыт войны нашел впоследствии отражение в творчестве художника. В 1948 году он создал большое полотно, принесшее ему заслуженную известность, - "Эстонские красногвардейцы на подступах к Раквере в 1918 году" (Государственный художественный музей Эстонской ССР). Это произведение выдвинуло Раунама в ряды выдающихся мастеров тематической историко-революционной картины. Славные события борьбы за Советскую власть нашли в нем талантливого интерпретатора. Зимний пейзаж передает ощущение тревожного ожидания. В глубине мелькают фигуры готовящихся к бою красногвардейцев. На первом плане, деловито сверяясь с картой, отдает последние распоряжения перед атакой командир. Еще мгновение... и вспыхнет смертельный огонь. Художник вновь вернется к революционной теме в картине "Восстание" (1967), центром которой будет рабочий-знаменосец. Здесь словно сольются воедино и элементы станкового полотна, и своеобразный монументализм, и призывная мощь плаката. Тематическая картина привела художника к разработке жанрового портрета, в котором особое место занимают "Портрет кузнеца Томпера" (1947, Художественный фонд ЭССР) и "Портрет пожилой женщины" (1948). Раунам постоянно утверждает созидательное, действенное начало в своих героях. В картине "Полдень. Доение коров" (1949) повседневность колхозного труда в интерпретации художника окрашена жизнеутверждающим оптимизмом. Среди многочисленных портретов, созданных Раунамом, значительное место занимают образы деятелей эстонской культуры. Ему позировали писатель Л.Реммельгас (1964, Государственный музей Эстонской ССР), художница Айли Винт (1965), керамистка Х.Кума (1982), актер Ю.Ярвет (1984). На протяжении своей долгой творческой жизни Оскар Раунам постоянно пишет пейзажи, любимый старый Таллин. Особое внимание привлекают такие полотна, как "Стога" (1946), "Зимняя заготовка сена" (1947), акварели "Водопад на реке Суна в Карелии" (1959), "Старый город" (1984). В последние годы художник чаще обращается к жанру натюрморта. Оскар Раунам ведет большую общественную и преподавательскую работу. В течение десяти лет (1952-1962) он был проректором Художественного института Эстонской ССР. Им был также написан ряд монографий по технике акварельной живописи и прикладной графики. В 1964 году профессор Оскар Раунам был удостоен звания заслуженного деятеля искусств Эстонской ССР. Использованы материалы статьи М. Красилина в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |