Рахманов Леонид Николаевич |
|
1908-1988 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Леонид Николаевич РахмановРахманов Леонид Николаевич [15(28).2.1908, г.Котельнич Вятской губ.— 26.4.1988, Ленинград] — прозаик, драматург, киносценарист. Родился в семье дорожного строителя. В 1925 работал монтером-монтажником на Волховстрое, в 1926-28 учился в Ленинградском электротехническом институте. Первый рассказ — «Живая полянка» — напечатан в газете «Смена» в 1927. Появившиеся следом «озорные» повести из жизни студенчества «Полнеба» (Звезда. 1930. №2) и «Племенной бог» (Молодая гвардия. 1930. №11-12) подверглись разносной рапповской критике. Рахманов пробовал себя в разных жанрах: выступал с путевыми очерками после поездки на Мурманское побережье, участвовал в создании истории завода «Красный выборжец», посвятил серию новелл возведению Исаакиевского собора, тот же архивный материал стал основой его повести «Базиль» (1933). В этой «горькой и написанной с удивительным достоинством вещи с чрезвычайной силой выражена основная нравственная проблема любого строительства, любого дела — проблема цели и средств» (Битов А.— С.149). Крепостной архитектор, милостями барина отправленный учиться в Париж, по возвращении на родину погибает, не умея приноровиться к рабским условиям отечества и не найдя сил справиться с внутренней несвободой. Особое место в творчестве Рахманов занимают сценарий кинофильма «Депутат Балтики» (при участии. Д.Дэля, реж. А.Зархи и И.Хейфиц, 1937) и пьеса «Беспокойная старость» (1937), получившие широкое общественное признание; профессор Полежаев (прототипом послужил К.А.Тимирязев) в исполнении Н.Черкасова недаром считался классическим героем советского кино: демократически настроенный ученый безоговорочно принимал сторону народной революции. И в дальнейшем Рахманов демонстрирует устойчивый интерес к историческим персонажам: пишет пьесу о Ч.Дарвине «Даунский отшельник» (1944), киноповесть об Александре Невском «Кто с мечом войдет...» (1953), сценарии двух кинокартин: «Михайло Ломоносов» (1955) и «Явление Венеры» (1961) — о великом русском ученом. С конца 1930-х Рахманов постоянно сотрудничал с «Ленфильмом» (был неизменным членом художественного совета студии), готовил инсценировки мировой классики для театра, писал собственные пьесы: «Окно в лесу» (в соавторстве с Е.Рыссом, 1945), «Камень, кинутый в тихий пруд» (1964), «Четнечет» (1974) В советско-финляндскую кампанию (1939-40) и во время Великой Отечественной воины (1941-45) Рахманов — корреспондент армейской газеты и ТАСС. В послевоенные годы он много сил отдал воспитанию литературной молодежи, во второй половине 1950-х руководил творческим объединением при Ленинградском отделении издательства «Советский писатель», откуда вышли талантливые прозаики и драматурги (А.Володин, В.Пикуль, В.Курочкин, В.Конецкий, В.Голявкин и др.), навсегда сохранившие чувство благодарности своему требовательному и деликатному учителю. Человек морально безупречный, Рахманов пользовался в писательском кругу непререкаемым авторитетом, а жители г.Котельнича неслучайно избрали его своим первым почетным гражданином. Последние 20 лет Рахманов писал воспоминания («Люди — народ интересный», 1978), где рассказывал о «взрослых моего детства»: родителях, семейном быте, товарищах юности, и — «просто взрослых»: писателях (М.Слонимский, Е.Шварц, М.Зощенко), деятелях кино и театра (Н.Акимов, Н.Черкасов, И.Ильинский), а также работал над исповедальной книгой с ироническим названием «Бумажные бутоны», которая приближалась по жанру к «записным книжкам», должна была включать «разные мелочи, детали, наблюдения и конспективные записи, мелькнувших сюжетов» и предназначалась «обыкновенному читателю»; фрагменты этой книги помещены в сб. Рахманова «Чет-нечет» (1988) и посмертных публикациях (Звезда. 1996. №12; 1998. №2). И.С.Кузьмичев Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 171-172. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Студенческие повести. М.; Л., 1931; Яблочков: очерк. Л., 1949, Домик на болоте повесть / в соавт. с Е.Рыссом. Л., 1959; Очень разные повести: печальная, добрая, старинная, военная, озорная. М.; Л., 1965, Стрела провеса: Пьесы. Повести. Воспоминания. Л., 1972; Повести разных лет. Л., 1974; Факультет чудаков. Проза 1920-1930-х гг.; Геннадий Гор, Леонид Рахманов, Михаил Слонимский: сб. СПб., 2004. Литература:Берковский Н. Базиль // Литературный современник. 1934. №2; Вишневский Вс. Депутат Балтики // Правда. 1937. 6 марта; Черкасов Н. Любимый образ // Депутат Балтики. М.; Л., 1937; Костелянец Б. Пути к драматизму // Ленинград. 1940. №6; Лапкина Г. Рахманов // Очерки истории русской советской драматургии. 1934-1945. Т.2. Л.; М., 1966; Гор Г. Романтик и реалист// Нева. 1968 №5, Кузьмичев И. «Бумажные бутоны» Леонида Рахманова // Звезда. 1996. №12; Бахтин В. Я работал.. // Звезда. 1998. №2; Битов А. Хорошо сохранившийся человек // Звезда. 1998 №2.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |