Протагор |
|
485-411 до н.э. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
ПротагорО богах невозможно знать ни того, Протагор из Абдеры (Protagoras) (ок. 485 г. до н.э.). Философ и один из самых ранних и самых успешных софистов, возможно — первый из греков, назвавший себя софистом. Был другом Перикла и много раз навещал его в Афинах. Составил законы для новой колонии в Фуриях. Написал по меньшей мере две работы — «Истина» и «О богах». Умер ок. 415 г. до н.э. Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 452. + + +Протагор из Абдеры (ок. 480 — ок. 410 до н. э.) — древнегреческий философ, основатель школы софистов. Разъезжал по Греции с пропагандой своего учения, бывал в Афинах, обвинялся в атеизме; утонул во время бегства в Сицилию; его книга о богах была сожжена в Афинах. Протагор устраивал публичные диспуты, брал плату за обучение, ввел в оборот софизмы. Всё это, несомненно, содействовало развитию красноречия и всякого рода логических тонкостей мышления. Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 356. + + +Протагор (ок. 480—ок. 410 до н. э.) — древнегреческий философ из Абдер, крупнейший из софистов; за безбожие был изгнан из Афин (его книга «О богах» была сожжена). Многие исследователи истолковывали взгляды Протагора как позицию абсолютного скепсиса, переводя сохранившийся после него фрагмент так: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». Но соответствующее слову «что» греческое выражение может быть переведено иначе: «существующих, поскольку они существуют» и т. д. При таком истолковании Протагор не субъективист и не скептик; его тезис содержит элемент антропологизма материалистического оттенка; это соответствует характеристике Секста Эмпирика, сводящейся к тому, что для Протагора «материя текуча» и что «основные причины (логосы) всех вещей находятся в материи». Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 370.
Учитель хитроумияПротагор (ок. 480—410 до н.э.) — В Афинах учился мудрости, логике, софистике (хитроумию). Автор книг «Наука спора», «О добродетели», «О сущем» и др. В 411 году н.э. был обвинен в атеизме, приговорен к смерти. Его книгу «О богах» сожгли. Казнь заменили изгнанием из Афин. Погиб при кораблекрушении в Мессинском заливе по пути на Сицилию. Протагор мастер софизмов — формально логичных рассуждений, приводящих к нелепости. Например: «Чем больше добра, тем лучше. Лекарство — добро. Значит, лекарств надо принимать как можно больше». Изречения Протагора: — Человек есть мера всех вещей: существующих... и не существующих... — Все вещи таковы, каковыми они кажутся. — О богах невозможно знать ни того, что они есть, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду; причина тому неясность вопроса и краткость человеческой жизни. Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012.
Другие биографические материалы:Грицанов А.А. Известнейший из софистов (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998). Лебедев А.В. Один из инициаторов софистического движения (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С). Рой М. Поклонение богу полезно, если в этом нуждается большинство (Рой М. История индийской философии. Греческая и индийская философия. М., 1958) По поручению Перикла проект государственного устройства общеэллинской колонии Фурии (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983). Обучая людей искусству убеждающего слова, брал за это громадные по тем временам суммы (Энциклопедия "Мир вокруг нас") Далее читайте:Продик Кеосский (V в. до н. э.), древнегреческий философ-софист, ученик Протагора. Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица Греции (биографический справочник).
Фрагменты и свидетельства:DK II, 253–271; Untersteiner M., Sofisti. Testimonianze e frammenti, fasc. I.Firenze, 1967, p. 14–117; Gronewald M. Ein neues Protagoras-Fragment. – «Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik», 1968, Bd. 2, p. 1–2; в рус. пер.: Маковельский А.О. Софисты, вып. 1. Баку, 1940, с. 5–21. Литература:Нерсесянц В.С. Политические учения Др. Греции. М., 1979, с. 93–101; Богомолов А.С. Диалектический логос. М., 1982, с. 183–192; Koch Н.-А. Homo mensura. Studien zu Protagoras und Gorgias. Tüb., 1970 (Diss.); Bodin L.M.J. Lire le Protagoras: introduction a la méthode dialectique de Protagoras. P., 1975; Mansfeld J. Protagoras on epistemological obstacles and persons. – Kerferd G. B. (ed.). The Sophists and their legacy. Wiesbaden, 1981, p. 38–53; Woodruf P. Protagoras on the unseen. The evidence of Didymus. – The sophistic movement. Athens, 1984, p. 80–87; Huss B. Der Homo-Mensura-Satz des Protagoras. Ein Forschungsbericht. – «Gymnasium» 1996, 103, S. 229–257. См. также лит. к ст. Софисты.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |