Проханов Иван Степанович |
|
1866-1935 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Иван Степанович Проханов
И.С.Проханов работы Ю.К.Арцыбушева Проханов Иван Степанович (1869—1935) — религиозный и политический деятель, руководитель (1908— 1928) Всероссийского союза евангельских христиан. Богословское образование получил в Англии. По своим политическим убеждениям был близок партии кадетов, имел тесные личные связи с руководящими деятелями английского и американского баптизма. В 1905 году Проханов — член Центрального бюро «Союза свободы, правды и миролюбия», выступившего против революционного движения, за конституционную монархию. Реализацию своей социальной программы связывал с «религиозной реформацией в России», горячо поддерживал столыпинскую реформу, империалистическую политику царского правительства. В марте 1917 года создал христианско-демократическую партию «Воскресение». Октябрьскую революцию встретил враждебно, считал, что социалистические преобразования невозможны без фундамента — «евангелия и учения Христа», без «революции духа». В 1923 году выступил сторонником обновления религиозной жизни евангельских христиан, стремился приспособить свою социально-религиозную программу к условиям социалистического строительства. В 1926 году выдвинул проект создания евангельско-христианского «города Солнца» на Алтае, который согласились финансировать баптистские организации США. Социальные утопии Проханова были прерваны коллективизацией сельского хозяйства. В 1928 году выехал из СССР. Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 211. Проханов Иван Степанович (4 апреля 1866, г. Владикавказ Терской области - 6 октября 1935, Берлин). Из семьи сектантов-молокан. Окончил Владикавказское реальное училище в 1887 году. В 1885 году был крещен в Тереке в евангелическую веру. В 1888 году поступил в Петербергский технологический институт и одновременно вступил в Петербургскую духовную общину верующих евангелических христиан. Основал первое в России единоверческое издание "Беседа". После окончания института в 1893 году посетил Л.Н. Толстого в Ясной Поляне; по просьбе писателя побывал у выехавших на Кипр из России духоборов. Поступил на работу (в качестве заместителя директора) на сахарный завод Н.Н. Неплюева в Черниговской губернии (Неплюев - основатель религиозных трудовых братств: его деятельность представляла собой попытку оживить православие). Основал в Таврической губернии первую в России евангелическую всеобщину (коммуну) "Вертоград". В 1895-1898 годы знакомился с духовной жизнью религиозных обществ и изучал христианское богословие в Англии (в Бристоле в баптистском колледже и Лондоне в колледже конгрегационалистов), на богословском факультете Берлинского университета, на факультете протестантского богословия Парижского университета. По возвращении в Россию попал под негласный надзор полиции. Работал в Риге, с 1901 года - в Петербурге инженером в фирме "Вестингауз" (до 1921). Выпустил около 10 сборников стихов и духовных песен, издавал журнал "Христианин", религиозную газету "Утренняя Звезда", создал в 1908 году свободоверческое издательство "Радуга". Был избран первым председателем Петроградской общины евангелических христиан. В 1906 году основал Русский евангелический союз. Организатор Всероссийских съездов евангелических христиан (1-й В 1909, 2-й В 1910, 3-й в 1911). На Всемирном конгрессе в Стокгольме и в Филадельфии в 1911 году Проханов был избран вице-президентом Всемирного союза баптистов. После Февральской революции 1917 года организовал и провёл в апреле в Петрограде 4-й Всероссийский съезд евангелических христиан. Летом основал в Тверской губернии протестантскую коммуну "Гельфсимания", превратившуюся в одно из образцовых кооперативных товариществ. На Государственном совещании в Москве 14 августа сделал заявление от имени Всероссийского союза евангелических христиан: "Приветствуя мужественное решение Временного правительства сказать всю правду стране... и признавая, что для ближайшего спасения Родины и свободы в этот страшный час от надвинувшейся с запада грозы прусского милитаризма и внутренней опасности анархии и контрреволюции, для доведения целой и неразделённой страны до Учредительного Собрания и укрепления в России навсегда строя народовластия необходима твёрдая и сильная власть, опирающаяся на нравственную поддержку и доверие всех организованных живых сил страны, необходимо: оздоровление армии, упрочение дисциплины и порядка в стране, упорядочение транспорта, финансов, продовольствия, промышленности и другие решительные политические и социально-экономические мероприятия. Всероссийский союз евангелических христиан полагает, что главное средство, без которого означенная система мер успеха иметь не может, заключается в психологическом факторе веры в материальные и духовные ресурсы страны и в великое провиденциальное назначение России. Для спасения России в самом широком смысле необходимо: 1) раскрепощение гос. церкви, реформация её в смысле возрождения духовного мира и демократизации её строя, отделение её от государства, 2) утверждение свободы совести в полном её объёме, действительное уравнение перед законом всех религий и церквей и вероисповеданий. 3) возникновение обществ и организаций. имеющих своей целью распространение Евангелия и этических начал в народе и популяризации заветов Христа..." ("Государственное совещание", с. 72-73). После Октяюрьской революции Проханову настоятельно советовали уехать из России. Он остался, говоря, что если уедет из Петрограда, то уедет последним. Считая Советскую власть гарантией проведения принципа свободы совести, все факты притеснения христианских общин относил на счёт произвола и неосведомлённости местных властей. Организовал и провёл 5-й Всероссийский съезд евангелических христиан в конце 1918 года в Москве, 6-й съезд в Петрограде в 1919 году, 7-й в 1920 году в Москве, 8-й в 1921 году в Петрограде. В 1920 году организовал Временный Всероссийский общий Совет евангелических христиан и баптистов и начал издание единого органа "Братский Союз". В 1921 году составил и издал "Краткий справочник - Республика и Свобода совести"- сборник указов и распоряжений Советской власти по религиозным вопросам. Основал и вёл в Петрограде библейскую школу, впоследствии Библейский институт, который выпустил за 1922 - 1929 годы 420 проповедников. Неоднократно преследовался органами ВЧК и ГПУ. В конце 1925 года выехал в Америку для сбора средств на издание духовной литературы, в ноябре 1926 года вернулся в Москву. В 1926 году основал в Нью-Йорке журнал "Евангелие в России" (на англ. яз.), в 1931 году - журнал "Евангелическая Вера". В 1928 году выехал за границу, издал в Америке автобиографию "В котле России" (на англ. яз.). В СССР не вернулся. Последнее пребывание в США - с конец 1933 по июль 1935 года. Скончался в Германии. Использованы материалы статьи M.E. Голостенова в кн.: Политические деятели России 1917. биографический словарь. Москва, 1993. Далее читайте:Кто делал две революции 1917 года (биографический указатель) Сочинения:Евангельское христианство и социальный вопрос, Пг, 1918. Литература:Попов В. Христ. коммуны И. Проханова. "Наука и религия", 1890, N 7.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |