Пришвин Михаил Михайлович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Пришвин Михаил Михайлович

1825 - 1893

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Михаил Михайлович Пришвин

Пришвин Михаил Михайлович (23.01(4.02). 1873, имение Хрущево Елецкого у. Орловской губ. - 16.01.1954. с. Дунино Московской обл.) - писатель, в художественной прозе и дневниках которого заключена оригинальная нравственно-философская концепция. Сын купца. За «свободомыслие» исключен из гимназии (г. Елец). Получив специальное образование, служил агрономом. Интересовался этнографией и фольклором. Ранние произведения Пришвина связаны с впечатлениями от русского Севера и раздумьями об отечественной истории. Живя в Петербурге, сблизился с А. М. Ремизовым, испытал влияние Мережковского и Розанова. После революции жил в Ельце, на Смоленщине, в Сергиеве Посаде, последние годы - в подмосковном с. Дунине, много путешествовал. Писал рассказы об охоте и животных (мн. из них для детей), а также повести (наиболее яркая - «Жень-шень»), На первом плане прозы Пришвина - человек в его органической связи с природой. К автобиографическому роману «Кащеева цепь» примыкает повесть о природе творчества «Журавлиная родина».

Едва ли не центральное место в наследии Пришвина принадлежит дневнику (1900-1954). Опорные понятия философии Пришвина - «родственное внимание к миру» (любовное созерцание всего и вся, устремленность к бескрайне широкому единению людей между собой и с природой) и «творческое поведение» (оно мыслится как свойство любой деятельности, включая повседневное общение, и возможный удел каждого человека; как неразрывно связанное с радостной причастностью миру и с тихим подвигом): «Творческое поведение я понимаю как усилие в поисках своего места в общем человеческом деле и как долг... оставаться самим собой» (Собр. соч.: В 8 т. М., 1982-1986. Т. 2. С. 454).

Соборность, общественность, по словам Пришвина, составляют «лишь результат более утонченной личности». Искусство Пришвин понимал как одну из равноправных форм творчества: «Все поведение художника должно быть таким же, как всякого существа, создающего бескорыстные ценности: это поведение состоит в поисках выхода из неизбежного страдания» (Там же С. 458). Для писателя были неприемлемы резкое противопоставление «правых» и «неправых», культивирование споров, интеллектуальные «схватки». В мироотношении Пришвина, свободном от социального утопизма, органически сопрягались признание ценностей исторического прошлого и настоящего с устремленностью к будущему, к дальнейшим преобразующим свершениям общества и человечества. Свое творчество он осознавал как одно из бесчисленных звеньев обогащения человеческого опыта. Пришвин, как ранее Григорьев к Достоевский, бережно относился к органике народной жизни. «Только я сам, действительно близкий к грубой материи своей родины, - писал он - могу преобразить ее, поминутно спрашивая: «Тут не больно?», и если слышу «больно», ощупываю в другом месте свой путь» (Там же. Т. 8. С. 158).

Писатель осуждал тех представителей интеллигенции, которые, пусть даже и во имя свободы, готовы убивать «отчее, быт». Отмечая, что в составе «священной протоплазмы» человечества наличествует «бунтующий атом», он утверждал, что с этим атомом поднимаются «тьма и пламя мира», «рычащая злоба, звериная и страшная» (Там же. С. 65). Философия Пришвина являла собой своеобразную философию жизни. Неистребимым источником жизнедеятельности человека и его радостного мироощущения для Пришвина служит некое внерациональное начало, объединяющее людей с природой. По словам Пришвина, в той глубине бытия, где зарождается поэзия, «нет существенной разницы между человеком и зверем» (Там же. Т. 3. С. 46). Свою философско-культурологическую концепцию Пришвина разработал «в одиночку», корректируя и углубляя усвоенный им в пору молодости опыт русской религиозных мыслителей, мало обращаясь (или не обращаясь вовсе) к ученым трудам. В 30-50-е годы он держался в стороне и от литературной среды.

В. Е. Хализев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 501-502.

Сочинения: Дневники. 1905-1937 [Т. 1-15]. М.; Спб., 1991- 2013.

Литература: Пришвин и современность. М., 1978; Чурсина Л. К. К проблеме «жизнетворчества» в лит.-эстет. исканиях нач. XX в.: (Белый и Пришвин) // Рус. литература. 1988. № 4; Агеносов B.В. Творчество М. Пришвина и современный философский роман. М., 1988; Гачев Г. Д. Русская душа: Портреты рус. мыслителей. М., 1991 , Дворцова Н. П. М. Пришвин и русский космизм // Проблемы литературы в ее связях с философией и искусством. Тюмень, 1992.


Вернуться на главную страницу Пришвина

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС