Пришвин Михаил Михайлович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Пришвин Михаил Михайлович

1825 - 1893

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Михаил Михайлович Пришвин

Пришвин Михаил Михайлович (23.01[4.02].1873—16.01. 1954), писатель. Родился в имении Хрущево Елецкого у. Орловской губ. Сын разорившегося купца. Пришвин был исключен за «свободомыслие» из Елецкой гимназии. Учился в Тюменском реальном училище. Студент Рижского политехникума. Окончил агрономическое отделение философского факультета Лейпцигского университета (1902). Служил агрономом в земстве (Клин, Луга). Опубликовал несколько книг и статей по сельскому хозяйству. Первый рассказ «Сашок» был напечатан в 1906 в журнале «Родник». Оставив свою профессию, Пришвин увлекся фольклором и этнографией. Рождение Пришвина как писателя связано с путешествиями по северу (Олонец, Карелия, Норвегия). Наблюдения над природой, бытом и речью северян, записи сказов вылились в своеобразную форму путевых записей-очерков: книги «В краю непуганых птиц» (1907) и «За волшебным колобком» (1908). В этих книгах А. А. Блок увидел, как вспоминает Пришвин, «…поэзию, но и еще что-то», и сам писатель раскрыл эту мысль Блока так: «…это что-то от ученого, а может быть, и от искателя правды…». Оказавшись в центре литературной жизни, Пришвин сближается с петербургскими писателями (А. Ремизов, Д. Мережковский и др.). Их влияние ощутимо в рассказах «Крутоярский зверь», «Птичье кладбище», в повести-очерке «У стен града невидимого» (1909). Результатом поездок в Крым и Казахстан явились очерки «Адам и Ева» (1909), «Черный араб» (1910), «Славны бубны» (1913) и др. В издательстве «Знание» вышло первое собрание сочинений Пришвина (1912—14). В годы первой мировой войны Пришвин был фронтовым корреспондентом; его очерки печатались в газетах «Биржевые ведомости», «Речь», «Русские ведомости».

После 1917 Пришвин некоторое время вел педагогическую деятельность; он страстно увлекался охотой, краеведением (жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье). Опубликовал очерк «Башмаки» (1923), охотничьи и детские рассказы, фенологические записки «Родники Берендея» (1925), вышедшие с дополнениями под названием «Календарь природы» (1935). Писатель учит в них «родственному вниманию» к природе, зовет узнавать «…лицо самой жизни, будь это цветок, собака, дерево, скала или даже лицо целого края». Параллельно этой линии у Пришвина развивается и другая: очерки, связанные между собой единым героем (чаще всего лирическим «я» писателя), его философскими и нравственными исканиями, становятся главами повести или романа. В 20-е начат автобиографический роман «Кащеева цепь», над которым Пришвин работал до последних дней жизни (1923—54). Романтические искания главного героя Алпатова, развиваясь на фоне жизни России и Германии к. XIX в., превращаются в историю роста творческой личности и анализ существа творческой деятельности вообще. Поэтически конкретные образы романа одновременно выступают как олицетворение мифа (Второй Адам, Марья Моревна и др.). Примыкающая к роману повесть о творчестве «Журавлиная родина» (1929) вводит читателя в лабораторию художника.

В эти годы Пришвин постоянно печатается в журналах «Новый мир», «Красная новь» и др. Пришвин ищет живой материал в поездках по Д. Востоку, Северу и Кавказу. Он выступает с пропагандой жанра очерка («Мой очерк», 1933). И снова от научного знания и фольклора идет к художественной прозе, создавая поэтические рассказы и повести. Так, очерк об оленях «Дорогие звери» предшествовал повести «Жень-шень» (первое название — «Корень жизни», 1933), одному из лучших произведений Пришвина, в котором «корень жизни» выступает как многогранная метафора, символизирующая и поиски «творчества жизни», и силу страсти, и боль утрат. Реалистические и романтические элементы, бывалое и небывалое, правда и сказка, сливаясь, дают сплав светлого пришвинского мироощущения. По мнению писателя, «настоящий реалист… видит одинаково и темное и светлое, но дело свое ведет в светлую сторону и только пройденный в эту светлую сторону путь считает реальностью». Рассказывая о путешествии по Костромской и Ярославской земле в повести «Неодетая весна» (1940), Пришвин стремится уловить неповторимые черты переменчивого лика природы. Он создает жанр дневниковых записей — поэтических миниатюр. Цикл таких миниатюр составила поэма в прозе «Фацелия» (1940), о который писатель говорит: «Это моя песнь песней!» К ней примыкает и цикл «Лесная капель» (1940).

Критика 20—30-х порицала Пришвина за «бегство» в мир природы и лирики, видя в этом пренебрежение к современности. Однако Пришвин через понимание природы приходил к познанию человека, а самое природу понимал как непрерывный процесс. «Моя природа, — писал он, — есть поэтическое чувство друга — пантеизм далеко позади, — друга-человека, составляющего вместе начало общего дела, начало коллектива».

В годы Великой Отечественной войны писатель создает «Рассказы о ленинградских детях» (1943), «Повесть нашего времени» (1945, полностью опубликована в 1957). В сказке-были «Кладовая солнца» (1945), сюжетно связанной с повестью-сказкой «Корабельная чаща» (1954), Пришвин снова стремится «…искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой». Он показывает, как воля людей превращается в деяние, как правда смыкается со сказкой. В последние годы жизни Пришвин, как всегда, много сил отдавал дневникам. В 1957 опубликован роман-сказка «Осударева дорога» (начатый еще в 30-е), в котором встречаются история и современность.

Точность наблюдений художника и натуралиста, напряженность философских исканий, высокое нравственное чувство, язык, питаемый соками народной речи, — все это сообщает прозе Пришвина неотразимое обаяние.

Л. Печко

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа/


Вернуться на главную страницу Пришвина

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС