Поппер Карл Раймунд |
|
р. 1902 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Поппер Карл РаймундПоппер (Popper) Карл Раймунд (р. 28.7.1902, Вена), английский философ и социолог. До 1937 года работал в Вене, в 1937—1945 годы в Новой Зеландии, с 1946 до середины 70-х годов профессор Лондонской школы экономики и политических наук. Поппер испытал влияние логического позитивизма, но свою философскую концепцию — критический рационализм, теорию роста научного знания, фальсификационизм — он построил как антитезу неопозитивизму. В противовес стремлению логических эмпиристов сформулировать критерии познавательного значения научных утверждений на основе принципа верификации Поппер выдвинул в качестве одной из основных задач философии проблему демаркации — отделения научного знания от ненаучного, при решении которой он выступил как крайний антииндуктивист. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации — принципиальная опровержимость (фальсифицируемость) любого утверждения, относимого к науке. Поппер отказался также от узкого эмпиризма логических позитивистов и их поисков абсолютно достоверной основы знания. Согласно Попперу, эмпирический и теоретический уровни знания органически связаны между собой; любое научное знание носит лишь гипотетический характер, подвержено ошибкам (принцип фаллибилизма). Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений, в результате чего решаются всё более глубокие научные проблемы. Для обоснования своей логико-методологических и космологических концепций Поппер использовал общие идеи неодарвинизма и принцип эмерджентного развития: рост научного знания для него является частным случаем общих эволюционных процессов, совершающихся в мире; метафизическая теория «трёх миров» Поппера утверждает существование физического и ментального миров и мира объективного знания, нередуцируемых друг к другу. Поппер разработал ряд проблем логики и методологии науки: он один из создателей дедуктивно-номологической схемы объяснения (некоторое утверждение считается объяснённым, если его можно дедуктивно вывести из совокупности соответствующих законов и начальных условий); опираясь на семантические идеи Тарского, он предложил способ определения истинного и ложного содержания научных теорий (гипотез), разработал оригинальную так называемую диспозициональную интерпретацию исчисления вероятностей и т. д. Вместо с тем реализация попперовской программы построения теории роста науч. знания натолкнулась на серьёзные трудности, связанные с абсолютизацией Поппером принципа фальсификации, индетерминизмом, отказом от признания объективной истинности научного знания, конвенционализмом в трактовке исходных оснований знания и отрывом объективного знания от исторически конкретного познающего субъекта. Оказались несостоятельными и некоторые формально-логические построения Поппера — так, доказана внутренняя противоречивость предложенного им критерия оценки правдоподобности научных теорий, Философские работы Поппера последних лет в основном посвящены разработке теории сознания, которую он пытается строить с позиций эмерджентизма на основе резкой критики физикалистского редукционизма. В области социальной философии Поппер выступил с критикой марксизма, приписывая ему «профетические» функции, отрицанием объективных законов общественного развития, критикой историцизма и в защиту буржуазного реформизма. Он считает ложной дихотомию естественнонаучного и социального знания: метод фальсификационизма, по Попперу, в равной мере действует во всех формах теоретического знания; исходя из верного положения, что не существует жёсткого детерминизма ни в природе, ни в обществе, Поппер утверждает, что знание существует только в виде предположений, и человек не может якобы установить законов социального развития. Идеи Поппера получили развитие в «критическом реализме» X. Альберта, в «методологии научно-исследовательских программ» И. Лакатоса, в «рационалистической антропологии» Дж. Агасси; их влияние усматривается и в тех концепциях, которые стремятся опровергнуть фальсификационизм (например, в «плюралистическом фаллибилизме» Х. Шпинера, в «анархистской эпистемологии» Фейерабенда и др.). Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: The logic of scientific discovery, L., 1959; The open society and its enemies, v. 1—2, L., 19665; The poverty of historicism, L., 1967; Conjectures and refutations. The growth of scientific knowledge, L., 19693; Logik der Forschung, Tub., 19693; Objective knowledge. An evolutionary approach, Oxf., 1972; Unended quest. An intellectual autobiography, Glasgow, 1976; The self and its brain, В.—L. — N. Y., 1978 (сонм, с J. С. Eccles). Литература: Хабарова Т. М., Концепция К. П. как переломный пункт в развитии позитивизма, в кн.: Совр. идеалистич. гносеология, М., 1968; Корн форт М., Открытая философия и открытое общество, пер. с англ., М., 1972; Б о г о м о л о в А. С., Англ. бурж. философия 20 в., М., 1973; С е p о в Ю. Н., Концепция «предположит.» знания Карла П., в кн.: Позитивизм и наука, М., 1975; Ракитов А. И., Филос. проблемы науки, М., 1977; Юдина Н. С., «Эмерджентный реализм» К. П. против редукционистского материализма, «ВФ», 1979, № 8; The critical approach to science and philosophy, Glencoe— L., 1964; The philosophy of Karl Popper, v. 1—2, La Salle (111.), 1974; Ackermann R. J., The philosophy of Karl Popper, Amtierst, 1976. Вернуться на главную страницу Поппера
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |