Пономарев Яков Александрович |
|
1920-1997 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Яков Александрович ПономаревПономарев Яков Александрович (1920-1997)— отечественный психолог, специалист по проблеме творческого мышления. Биография. В 1939 г. поступил на философский факультет Московского института истории, философии и литературы, но сразу же был призван в армию. После демобилизации в 1946 г. учился на отделении психологии философского факультета МГУ. С 1952 по 1956 годы работал в Уголке им. Дурова. С 1957 года работал редактором литературы по психологии Издательства АПН РСФСР. В 1959 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Исследование психологических механизмов творческого (продуктивного) мышления». С 1961 по 1966 годы работал в Институте психологии АПН РСФСР, где проводил исследования интеллектуального развития ребенка. В 1972 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Проблемы психологии творчества» и перешел в Институт психологии АН СССР. Исследования. Первые исследования им были проведены под руководством А. Н. Леонтьева. В экспериментах Пономарева испытуемым давались 4 точки, через которые нужно было провести 3 прямые линии, не отрывая карандаш от бумага, так, чтобы он возвратился в исходную точку. Определялось, при каких условиях облегчается решение основной задачи, если перед ней дается наводящая задача, которая оставалась на уровне побочного продукта. Такими условиями, в частности, были: малая автоматизированность способа действия, которым выполняется наводящая задача; обобщенность способа, в котором преобразуется побочный продукт. В этих экспериментах был обнаружен факт неоднородности результата действия по решению мыслительной задачи. Так, в результате выполнения предметного действия получается не только осознаваемый результат, соответствующий предварительно поставленной цели (прямой продукт действия), но и неосознаваемый результат, который не был предусмотрен (побочный продукт). Побочный продукт действия также отражается субъектом, но не в форме сознания. На основе экспериментальных исследований Я. А. Пономаревым были выделены четыре фазы творческого процесса: фаза логического анализа, когда происходит сознательная работа по подготовке к интуитивному проблеску новой идеи; фаза интуитивного решения с помощью бессознательной работы (созревание, инкубация направляющей идеи); фаза вербализации интуитивного решения (этап вдохновения), когда в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения в виде гипотезы, принципа или замысла; фаза формализации вербализованного решения, когда происходит развитие идеи, окончательное ее оформление. При этом субъект творческого процесса должен быть компетентным и интеллектуальным (фаза 1); осознавать необходимый результат (фаза 2); осознавать процесс получения этого результата, т. е. владеть алгоритмом решения творческой задачи (фаза 3); быть в состоянии довести найденный результат до окончательной, логически завершенной формы (фаза 4). Также сформулировал идею психологического моделирования творческой деятельности, которое включает в себя исследование неосознаваемых событий за счет создания специальной системы ситуаций, а именно: стимулирующих соответствующую мотивацию, формирующих контролируемые побочные продукты и выявляющих роль контролируемого побочного продукта при решении мыслительной задачи. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 434-435. Сочинения:Психология творческого мышления. М., 1960; Знание, мышление и умственное развитие. М., 1967; Психика и интуиция. М.: Политиздат, 1967; Психология творчества. М., 1976; Психология творчества и педагогика. М., 1976; Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983; Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука, 1990.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |