Полторацкий Николай Петрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Полторацкий Николай Петрович

1921-1990

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Николай Петрович Полторацкий

Полторацкий Николай Петрович (16.02.1921, Константинополь - 14.10.1990, Ленинград) - философ, литературовед, публицист. Родился в семье русских эмигрантов. Окончил русскую гимназию в Софии и там же начал занятия в университете. В 40-х годах окончил Высшую школу теологии и философии в Регенсбурге (ФРГ). В 1954 году в Сорбоннском университете защитил диссертацию «Философия истории России у Н. А. Бердяева». С 1955 года жил в США. Преподавал русский язык в военной школе в Монтрее (Калифорния), занимался советологией в Бруклинском колледже (Нью-Йорк). В 1958-1967 годы преподавал в Мичиганском университете (Ист-Лансинг), где получил звание профессора. С 1967 года - профессор и заведующий кафедрой славянских языков и литератур Питтсбургского университета. Скончался в Ленинграде во время своего первого приезда в Россию.

Полторацкий начал печататься в Софии в 1942 году, постепенно выходя за рамки политического антисоветизма своих первых статей и углубляясь в проблематику русской национально-политической мысли, литературы и философии. Редактор книг «На темы русские и общие. Сборник статей и материалов в честь проф. Н. С. Тимашева» (1965), «Русская литература в эмиграции» (1972), «Русская религиозно-философская мысль XX века» (1975), автор многих статей в газете «Русская мысль» (Париж), «Новое русское слово» (Нью-Йорк) и других, в журналах «Вестник русского студенческого христианского движения» (РСХД), «Возрождение», «Опыты», «Мосты», а также в справочных изданиях по русской истории.

Основные интересы Полторацкого сосредоточены на истории русской общественной мысли и ее современном значении. Главным событием современности он считал Октябрьскую революцию 1917 года и победу в ней «большевизма-коммунизма и марксизма-ленинизма». Все сферы жизни (религия, церковь, государство, национальная жизнь, культура) испытали на себе воздействие революции, и для преодоления его Полторацкий считал необходимыми «далеко идущие меры», не исключающие военного насилия (этим объяснима «пораженческая» позиция Полторацкого во время войны Советского Союза против немецкого фашизма, его участие в антикоммунистических организациях). Необходимость и моральную оправданность борьбы с коммунизмом Полторацкий обосновывал с помощью мировоззренческих и идеологических установок И. А. Ильина и П. Б. Струве.

Рассматривая содержание русской мысли под углом идейно-жизненного интереса, Полторацкий избирательно относился к предмету своих исследований. Философская и научная мысль приобретала для него значение, когда она, с одной стороны, сочеталась с мыслью религиозной, а с другой - с мыслью политической, социологической, литературной. Особое значение в этом единстве Полторацкий придает мысли волевой, т. е. выражающей активное отношение к действительности. Полторацкий принимал сложившееся в русской зарубежной историографии (Зеньковский, Н. О. Лосский, Бердяев и др.) представление об отечественной философии как прежде всего религиозной. Гарантией ее истинности и актуальности является лежащее в ее основании православие как особое восприятие христианства, придающее первостепенное значение свободе духа. Именно потому обращение к русской мысли позволяет разрешать жгучие проблемы современности. В статье «Русская религиозная философия» (1960) он перечисляет 10 таких проблем - от экологических до политических (см.: Вопросы философии. 1992. № 2. С. 133-134). Наряду с положительным содержанием русская религиозная философия - явление единственное в своем роде, созданное трудами ряда поколений светских мыслителей, - обладает и отрицательными чертами. Ими являются бескопромиссный максимализм и утопизм позитивных построений, что объясняется «беспочвенностью» и «отщепенством» ее отдельных авторов, отсутствием привычки к положительному государственному и культурному строительству. В начале XX века эти недостатки были усугублены сознательным противостоянием историческому христианству. По Полторацкому, в наибольшей степени эти недостатки воплотились в творчестве Бердяева, одушевленного «интеллигентским пафосом бунта против действительности». Хотя Полторацкий высоко ценил апологию свободы у Бердяева, тем не менее к его творчеству в целом относился скорее отрицательно. Идея свободы при отталкивании от мира и исторического опыта церкви вырождается, считал он, в «метафизическое барство, эсхатологический анархизм и романтический нигилизм». При последовательном рассмотрении этой идеи Бердяев, по его мнению, приходит к мистицизму, в котором обнаруживается «неорганическое всесмесительство» (Я. Бёме, Ф. Ницше, М. Штирнер и др.), а не следование опыту православной святоотеческой традиции. Полторацкий полагал также, что для проповедника свободы, каким предстал Бердяев в общественном мнении, его «коммунизанство» и «советизанство» недопустимы. Противоположным Бердяеву полюсом русской мысли Полторацкий считал творчество Ильина и Струве, которых он рассматривает как выразителей либерального консерватизма, «одинаково любивших начало свободы и начало власти и правового порядка, творческой инициативы и исторической преемственности». Для него Ильин предстает прежде всего идеологом просвещенной монархии, религиозно и национально возрожденной России, автором книги «О сопротивлении злу силою», т. е активным борцом с коммунизмом и советской властью. По тем же причинам Полторацкого привлекало творчество Струве (см.: Иван Александрович Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение: Сборник статей Tenafly, N. Y., 1989; П. Б. Струве как политический мыслитель. Лондон (Канада), 1981).

А. А. Ермичев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 488-489.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Бердяев и Россия (Философия истории России у Н. А. Бердяева). Нью-Йорк, 1967; И. А. Ильин и полемика вокруг его идеи о сопротивлении злу силой. Лондон (Канада), 1975; Монархия и республика в восприятии И. А. Ильина. Нью-Йорк. 1979; Россия и революция. Русская религиозно-философская и национально-политическая мысль XX века: Сб. статей. Нью-Йорк, 1988.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС